Алексей Григорьев
Говорят, дело было так. В один прекрасный день 1978 года товаровед магазина «Автозапчасти» Алексей Григорьев пришел к своему прямому начальнику генеральному директору объединения «Мосавтотехобслуживание» С. Петроченкову и заявил: «Семен Николаевич, дайте мне машину, хочу гоняться!»
Наверное, в голосе у него было столько твердости, а в глазах — решимости, что генеральный даже не пытался возражать. Машину Григорьев получил — подержанный, видавший виды «жигуленок». Две недели вместе с добровольцем-механиком он «доводил его до ума».
А потом поехал в Киев, на этап чемпионата страны по кольцевым автогонкам и, как ни странно, занял там шестое место в группе А-2. На следующем этапе, в Минске Григорьев — седьмой, далее — в Риге — девятый. Сказалось, что в середине гонки лопнула шина, и финишировал Алексей на полустертом диске. Как бы там ни было, а в чемпионате Григорьев занял общее седьмое место. О нем заговорили.
Конечно, к тому времени Григорьев вовсе не был зеленым новичком в автоспорте, хотя, вообще-то говоря, за руль спортивного автомобиля он сел довольно поздно — в 30 лет. Тогда, это было в 1975 году, он работал на автозаводе имени Лихачева. Начинал с участия в ралли «Снежинка», «Кремлевские звезды», вскоре получил первый разряд. И тут вдруг ^прекратил выступать в соревнованиях. Правда, года два ездил на все кольцевые гонки в стране, но только в качестве зрителя.
Теперь он и сам не знает толком — почему. Как и не может объяснить, почему в его жизни было столько крутых поворотов, неожиданных успехов и разочарований. Был он токарем на «Красном пролетарии», служил инспектором ГАИ, работал и занимался мотокроссом в Московском институте нефти и газа имени Губкина и на ЗИЛе. И хотя по характеру Алексей Григорьев сдержанный, даже жесткий в общении, вокруг него неизменно собираются люди увлеченные, готовые жертвовать многим ради любимого дела, имя которому автоспорт. Особенно теперь, когда к нему пришла известность в стране и за рубежом.
3 июня 1979 года он впервые стартовал на этапе Кубка дружбы социалистических стран по автогонкам в Киеве. И выступил неплохо — четвертое место. А потом случилось непонятное. Долгие два года Григорьеву никак не удавалось показывать стабильные результаты. Нет, конечно, выпадали иногда и выигрыши этапов в чемпионатах страны, но все же большинство гонок Григорьев не заканчивал — подводила техника. Что только не «летело» в его машинах — мосты и колеса, двигатели и коробки передач, кардан, даже кузов однажды развалился... Но бесконечные неудачи не сломили Алексея, он вытерпел все.
В 1981 году Алексей становится мастером спорта, регулярно участвует в Кубке дружбы за советскую команду, а в следующем году занимает второе место в чемпионате СССР, побеждает на этапе Кубка дружбы в Киеве. Еще через год Григорьев — чемпион страны. Победив на трех этапах из пяти, выигрывает он и Кубок дружбы.
Небольшая мастерская по подготовке спортивной техники, которую он организовал в автоцентре на Варшавском шоссе, превратилась с годами в своеобразную гоночную «школу». И теперь она на равных соперничает с нашими лучшими центрами автоспорта. Григорьев собрал в ней таких же, как он сам, энтузиастов автоспорта — Глушкова, Кучеренко, Корякина, Лескова, Козанкова и других. На всех единомышленников Григорьева приходится сейчас семь титулов чемпионов страны, четыре победы в абсолютном зачете Кубка дружбы, множество золотых медалей чемпионов Москвы в кольцевых, трековых автогонках, в кроссе.
Конечно, на одном энтузиазме далеко не уедешь, и увлеченности нескольких, пусть даже щедро одаренных людей недостаточно, чтобы регулярно добиваться результатов самого высокого уровня. Не обойтись без крепкой материальной поддержки. И здесь, прямо скажем, Григорьеву и его товарищам повезло: руководство объединения «Мосавто-техобслуживание» и его генеральный директор считают, что деньги, вложенные в автоспорт, обязательно окупятся сторицей. Если, конечно, не довольствоваться одним днем, а думать о будущем, заботиться о тех, кому в нем жить.
Спортивная карьера Алексея Григорьева продолжается. Он во второй раз побеждает в чемпионате Союза (в 1985 году) и дважды становится вторым в Кубке дружбы. Затем вновь выиграл его в 1988 году. Алексею вместе с братьями Больших довелось «открывать» автомобильную Америку, участвовать в автокроссе «Баха 1000» и парных кольцевых автогонках в Мексике.
Но Григорьев не из тех, для кого спортивные победы, уважение и известность, прочное материальное положение, благополучие — главная цель и смысл жизни. «Если уж взялся за дело,— говорит он,— нужно после себя оставить людям что-то стоящее, прочное, на которое могли бы опереться те, кто пойдут дальше». Ради этого он работает не считаясь со временем. Практически сейчас Григорьев и тренер (три года назад закончил институт физкультуры), и менеджер, и главный механик своей команды. Так что остается все меньше времени для личного участия в гонках. Но не это его заботит.
«Наш автоспорт,— считает Григорьев,— топчется на месте. Нужны немедленные структурные изменения в его организации, иначе мы еще больше отстанем, лишимся преимуществ от взаимного проникновения и обогащения автомобильной промышленности и большого автоспорта».
Наверное, далеко не всем из тех, кому небезразличен отечественный автоспорт, верится, что нашим гонщикам и автомобилям покорятся вершины мирового уровня достижений. Алексей Григорьев уверен: обязательно покорятся. Нужно только смелее браться за работу. Ведь недаром говорят: дорогу осилит идущий. По-другому не бывает.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990