— Второе место заняла сборная Советского Союза. Это самый большой сюрприз нынешних состязаний.
И тотчас зал откликнулся аплодисментами — недавние соперники от души приветствовали успех наших мастеров.
Анатолий Кривобокое, Петерис Нейкшанс, Борис Котелло, Александр Никоненко — их имена займут теперь достойное место в летописи отечественного автоспорта. Первыми из советских автогонщиков они стали призерами официального чемпионата Европы.
Возьму на себя смелость утверждать, что наша страна, может быть, как ни одна другая, заслужила этот серебряный успех в кроссе. Теперь уже мало кто помнит, но именно у нас впервые в Европе стали проводить кроссы на легковых автомобилях. Еще в конце 40-х годов за победу в официальных соревнованиях спорили спортсмены на «победах» и «москвичах».
Как далеки друг от друга во времени те первые состязания и нынешнее «серебро» европейской пробы. Если бы нашелся добрый человек, взявший на себя труд проследить этот тернистый путь, уверен, получился бы рассказ, который мог бы вызвать у читателей слезы. Через стену запретов, сквозь неверие чиновного люда, преодолевая, казалось, безнадежное отставание в технике, шел к этому успеху отечественный автокросс.
Хоть и появились у Кривобокова и Нейкшанса полноприводные «Самара» и «Москвич», но таких машин было только две, да и по мощности они больше чем в два раза уступали конкурентам. А тут еще и состав команды у нас неожиданно оказался минимальный — только для зачета, без запасного. Значит, любая серьезная поломка одной из машин начисто лишала всех надежд. Вдобавок это связывало тренерам руки для тактического маневра в ходе состязаний. Ведь запасного гонщика можно было поставить в любой заезд по усмотрению наставника сборной.
Тут самое время рассказать о системе проведения командных гонок. Она сколь замысловата, столь и немилосердна. Сначала по результатам хронометрируемой тренировки все участники были разделены на четыре группы с таким расчетом, что гонщики, показавшие лучшие времена в каждой из команд, встречаются в очном поединке. Те, у кого вторые результаты, спорят между собой... Таких серий из четырех заездов — три. Причем перед каждой новой серией состав групп может меняться по тому же принципу — для этого судьи ведут постоянный хронометраж всех кругов в заездах. В зачет каждому гонщику идут два лучших результата из трех.
Понятно, что при такой системе наибольшие шансы на успех у тех сборных, состав которых был наиболее равен по силам. Тут, как говорится, один в поле не воин. Пожалуй, лишь два очень сильных лидера, победив в двух зачетных заездах, могли бы «привезти» своих товарищей на пьедестал.
Оба они неизменно выходили на старт только в сильнейших группах и совершили, казалось бы, невозможное — одержали по две победы и принесли в копилку сборной СССР минимум штрафных очков.
— Кривобокое тот вообще творил настоящие чудеса, — рассказывает мастер спорта международного класса Александр Сафонов, который был на чемпионате представителем завода АЗЛК. — Например, в очном поединке с вице-чемпионом Европы Рольфом Фолландом из Германии Анатолий неудачно взял старт, но все же сумел не только настичь шедшего первым немца, но и обойти его. Рольф оказался неуступчивым конкурентом, и в одном из поворотов пролез внутрь виража и толкнул машину Кривобокова. «Ауди» и «Самара» уткнулись в ограждение трассы и заглохли. Стало ясно, что победит в заезде тот, кто первым запустит мотор, ведь до финиша оставалось полкруга, а остальные соперники уже безнадежно отстали. Вроде бы сначала стронулась «Ау-ди» Фолланда. Вот досада, не успел подумать я, как тут же ожила «Самара», и Анатолий, ловко развернувшись, первым сорвался с места. Так пришла к нему победа в этой дуэли.
Вообще соперники не церемонились друг с другом на трассе. Вспоминается эпизод, когда в прыжке столкнулись второй номер германской команды Шонахер и итальянец Розетти. Оба они вылетели с трассы и упали прямо на ограждение. «Ауди-кваттро» после этого акробатического трюка так и не смогла двинуться дальше. А Розетти на «Лянче» с оторванными дверьми добрался-таки до финиша: в командной гонке каждое очко на счету.
— Замучила меня трансмиссия, — досадливо махнув рукой, скажет потом Александр, — то коробка, то привод. Просто напасть какая-то.
Ничего не скажешь, обидно. Ведь были наши в одном шаге от «золота». Справедливости ради заметим, что и Никоненко, и Котелло на своих «самарах» с передними ведущими колесами нелегко было тягаться с полноприводными мощнейшими «лян-чами», «порше», «ауди», «пежо», «рено». В азарте борьбы Борис однажды даже перевернулся через крышу.
Любопытно, как сложилась бы гонка, если бы вся сборная выступала на полноприводных машинах. Впрочем, не будем гадать По словам Валерия Сажина, в прошлом известного гонщика, а ныне одного из руководителей автоспорта на ВАЗе, уже в новом сезоне лучшие тольяттинские кроссмены собираются пересесть на полноприводные «Самары». Вот тогда держись, Европа!
С. Костин
Результаты чемпионата
1. Франция (Б. Сари, «Пежо»; Ф.. Мориз, «Пежо»; А. Клементи, «сСитроен»; П. Туато, «Рено») — 12 очков; 2. СССР (А. Кривобокое, «Самара»; П. Нейкшанс, «Москвич-Але-ко»; Б. Котелло, «Самара»; А. Никоненко, «Самара») — 13; 3. Италия (К. Розетти, «Лянча»; П. Джанфранко, «Лянча»; М. Занин, «Ауди»; Дж. Галлон, ФИАТ)—14; 4. Германия—16; 5. Чехословакия—19; 6 Швейцария — 21; 7. Дания — 25; 8. Австрия — 35.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1991