А между тем вспомнить было что. Родившись еще в довоенную пору, кросс на грузовиках стал по сути национальным видом спорта в нашей стране, где автомобили легковые считались и по сей день считаются больше предметом роскоши, чем средством передвижения. Пользуясь высоким штилем уходящей эпохи, его смело можно было бы назвать «спортом в рабочей спецовке». Тысячи водителей после смены торопились в секции автопредприятий, где ждали их спортивные ГАЗы и ЗИЛы.
Долгое время, прежде чем появились у нас первые специальные гоночные трассы, кросс был самым популярным автомобильным зрелищем. Неспроста первый чемпионат СССР по кроссу состоялся на семь лет раньше, чем дебютировало всесоюзное первенство по ралли, на целых пятнадцать, чем чемпионаты по ипподромным гонкам и многоборью. Но и когда душами болельщиков завладели новые состязания, в представлении жителей многих уголков страны именно кросс на грузовиках олицетворял собой отечественный автоспорт.
Хорошо помню, как в мои юношеские годы тысячи москвичей заполняли откосы трасс под Подольском и Люберцами, в Пере дельцах и Мячьково, в Крылатском. «Болеть» за своих приходили чуть ли не целыми автобазами.
Не скажу, что почитаемый многими кросс на грузовиках был вовсе без греха. Порой в организаторском раже устроители соревнований забывали о здравом смысле. И шли под вырубку стройные деревья ради того, чтобы проложить по лесу трассу поинтересней. Иные «находчивые» гонщики в азарте нешуточного соперничества, не разбирая дороги, направляли свои машины по кромкам колхозных полей. Да и проведение состязаний в разгар страды едва ли можно назвать продуманным решением.
Однако вместо того, чтобы заняться лечением «пациента», иные «доктора» из чиновного люда решили его попросту уморить. Решение, на мой взгляд, в духе известного афоризма: «лучшее средство от перхоти — гильотина».
Одного начальственного окрика хватило, чтобы поставить крест на популярном виде спорта, отлучить от любимого дела целую армию автогонщиков. Кое-кто из спортсменов попытался было пересесть на другие машины, но большинство, своими руками порезав на металлолом спортивные грузовики, остались не у дел.
Знатоки мне могут заметить: к чему, дескать, ворошить прошлое. Ведь кросс, как, впрочем, и другие виды спорта на грузовых автомобилях, ныне реабилитирован. Все верно. ФАС СССР действительно сняла свой запрет в 1988 году. Да вот беда, развалить старое, как выяснилось, можно одним росчерком пера, а создать заново очень трудно. Тем более, что очень многие лидеры прошлых лет распрощались со спортом навсегда: восемь лет запрета не прошли бесследно. Нарушилась преемственность поколений, закрылись многие секции, охладели к спорту постаревшие энтузиасты из числа руководителей предприятий.
Словом, начинать крос-сменам новой волны пришлось почти на пустом месте. Но, к счастью, живуч оказался грузовой кросс. Мало-помалу начали возрождаться прежние традиции, съезжаются на гонки грузовики в Москве и Ульяновске, Рязани и Прибалтике, Ярославле и Перми, Кургане и Зеленограде...
Сейчас в стране более 60 организаций, которые развивают кросс на грузовиках. А в Москве, например, даже создано специальное объединение коллективов Главмосавтотранса, координирующее развитие в столице этого вида спорта.
Тут бы самое время и ЦК ДОСААФ СССР, и федерации автоспорта поддержать энтузиастов, восстанавливающих то, к развалу чего эти две организации когда-то приложили руку. Увы, отношение к кроссу на грузовиках руководителей отечественного автоспорта остается довольно прохладным.
Чего, казалось бы, проще. Был до запрета чемпионат страны? Был. Так почему же теперь возвращению его чинят препятствия? Между тем понятно, что именно всесоюзное первенство стало бы мощным стимулом к возрождению интереса к грузовому спорту.
Даже когда Курганский обком ДОСААФ в нынешнем году вызвался провести чемпионат России за счет своих средств, из столицы последовал отказ.
Во время обсуждения судеб спорта на грузовиках на страницах журнала «За рулем» начальник отдела автоспорта управления технических и военно-прикладных видов спорта ЦК ДОСААФ СССР, а по совместительству член президиума ФАС СССР В. Нестеров так выразил свое отношение к проблеме: «В общем, мы за то, чтобы спорт на грузовиках восстановить. Однако нельзя забывать, что в стране нехватка грузовиков. Каким образом нам строить работу, чтобы не нанести урон народному хозяйству, чтобы нас правильно поняли руководители автохозяйств? Грузовая машина, отданная спорту, план «не везет», более того, ей нужен бензин, запасные части, механики. Все эти вопросы надо продумать, найти правильное решение проблемы, используя опыт прошлого и свежие идеи. С многоборьем, ралли и кольцевыми гонками, на мой взгляд, вопрос ясен — быть. С кроссом сложнее».
Нет, как мы все-таки любим радеть за общее дело. Переживать не меньше, чем за народное хозяйство страны в целом, а не за свою конкретную работу. А она-то у управления и федерации как раз состоит в том, чтобы, несмотря ни на какие экономические трудности, делать все, чтобы отечественный автоспорт не зачах.
Если следовать логике Владимира Викторовича, то не токмо грузовой кросс, а весь советский автоспорт не мешало бы прикрыть.
В самом деле. Разве у нас в стране в избытке легковых машин? Может быть, на раллийных и кольцевых «волгах» кто-то ухитряется «везти план» или для спортивных легковушек не нужны ни бензин, ни запчасти, ни механики?
И потом, почему опять в изгои попал именно кросс, почему с ним якобы «сложнее», чем с ралли и кольцевыми гонками на грузовиках?
Неужели на ралли-рейдах, где бывают дорожки похлеще, чем иная кроссовая трасса, машины ломаются намного реже или горючего на многокилометровые раллий-ные пробеги нужно меньше, чем на сравнительно короткие кроссовые заезды? Так отчего же кроссу отказано в праве «быть»?
Не потому ли, что вид спорта он, что называется, «невыездной». Международные соревнования по кроссу не проводятся. А вот в ралли и «кольце» как раз наоборот — зарубежных гонок хоть отбавляй, а всесоюзных как не было три года назад, когда Владимир Викторович говорил о «свежих идеях», так и нет по сию пору.
Понятно стремление наших заводов выступать за границей. Ведь для них главное тут — реклама. Но ведь федерация и спортивное управление не должны забывать и о тех спортсменах, кому путь за рубеж пока заказан. Да и о болельщиках наших не худо подумать.
Между тем, скажем, в кольцевых гонках у нас уже вполне достаточно спортсменов, чтобы проводить свои национальные состязания. Четыре команды более менее регулярно выступают в этапах кубка ФИСА — КамАЗ, ЗИЛ, МАЗ, «Совтранс-авто». Уверен, к ним прибавились бы и те, кому пока не по карману зарубежные вояжи.
Есть здесь, правда, одно «но». Из всех ныне действующих трасс лишь, пожалуй, руставская позволяет проводить гонки на грузовиках. Да и та сейчас широко не используется из-за сложной политической ситуации в Закавказье. Но ведь споры наши и ссоры, хочется верить, невечны.
Ну а для ралли плохих дорог у нас хватает. Вот, к примеру, взялись мы проводить по Советскому Союзу ралли-рейд «Париж — Пекин». Так почему бы не использовать нашу часть трассы этого соревнования, скажем, в пустыне Каракумы, для организации собственного ралли-рейда. По протяженности и трудности он получился бы под стать знаменитым «Ралли фараонов».
Думаю, и зарубежные спортсмены не отказались бы приехать к нам в гости. Да и для наших мастеров ралли-рейдов это состязание было бы солидным подспорьем в подготовке. Благо не надо отправляться за тридевять земель, чтобы попробовать свои силы.
Давайте реально взглянем на нынешнюю ситуацию в нашем спорте на грузовиках. Да, сейчас у нас наметился прогресс в ралли-рейдах благодаря серьезной и вдумчивой работе на заводе в Набережных Челнах. Налицо стремление других заводов заявить о себе на международной спортивной арене. Но пока речь идет о довольно узкой группе спортсменов. Никак не больше трех десятков гонщиков. Серьезной же основы у отечественного спорта на грузовиках нет.
Получается, что, обрубив корни, мы искусственным питанием стараемся поддержать жизнь «кроны». Но это не может продолжаться вечно. Нужна широкая база для полноценного развития спорта на грузовиках. И ею могла бы стать наиболее доступная его разновидность — кросс.
С. НЕЧАЮК Фото В. КНЯЗЕВА
Источник: Журнал «АМС», №3, 1991