Впрочем, еще в начале года было ясно, что этот сезон сложится для Лигура непросто. Большинство конкурентов следом за Яанусом пересели на полноприводные машины. А вот двигатели у них были помощнее нашего ВАЗ-21083. Как правило, спаренные «хонды», «ямахи» или «кавасаки». Вдобавок на трассы Кубка вернулся Вальтер Бауэрле, который в 90-м году попытал счастья в чемпионате Европы, где максимально разрешенный объем двигателей у багги 3,5 литра. Не добившись там успеха, он решил во второй раз отличиться в малом классе. Как говорится, лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе.
Уже после первых стартов сезона стало ясно, что Кубок разыграет трио в составе Лигура, Бауэрле и другого немецкого гонщика Петера Мюкке. Во всяком случае, в Германии, Австралии и в Италии в основном эти трое спорили за призовые места. Изменить сценарий могла только случайность. Подобно той, что произошла в немецком Бремене.
В своей привычной манере на последнем круге финального заезда Лигур эффектно объехал Бауэрле. Болельщики, даже несмотря на то, что поражение потерпел их соотечественник, не смогли сдержать рукоплесканий в адрес эстонского гонщика. И вот тут выяснилось, что овации оказались некстати. Результат и, естественно, заработанные двадцать очков нашему гонщику не засчитали. Судьи усмотрели нарушение правил обгона в зоне действия желтого флага, и как наши тренеры ни доказывали свою правоту (а флаг, действительно, был выброшен неправильно — это хорошо видно на видеозаписи), все протесты упрямые судьи напрочь отмели.
Сюрприз ждал наших гонщиков в итальянском Вит-торио-Венетто. На мокрой от дождя трассе Лигур поначалу легко уезжал от всех преследователей. Новые покрышки производства НИИШП показали себя на скользкой дороге лучше любого «Мишлена». И мы было порадовались, рассчитывая, что и финал Яанус выиграет без проблем. Но вдруг, к всеобщему удивлению, на точно таких же шинах появился и... Бауэрле. Где только он успел ими обзавестись? Пока гадали, кто же нас «предал», — финиш. И Лигур только второй. За ним Мюкке.
Лишь к середине сезона в списках призеров стали появляться и другие фамилии. В латвийской Бауске вслед за Лигуром второе место уверенно занял хозяин трассы «Муса» Николай Тионс и только третьим сумел приехать Бауэрле. Мюкке же остался за чертой призеров. В Мельне (Германия), наоборот, выбыл из борьбы Лигур, уступив свое «законное» место в первой тройке Петру Барташеку. В Нюренсдорфе (Австрия) снова не повезло Мюкке, а на предпоследнем этапе на трассе болгарского города Самоков потерпел неудачу уже и Бауэрле. Переоценив свои возможности, он вылетел со скользкой грязевой трассы и не попал в финал. А заработай немецкий гонщик там хоть пяток очков, и судьба Кубка была бы уже решена.
Пришло время последнего этапа в Чехословакии. И без того зыбкая позиция Лигура еще более осложнилась после тренировки. На его машине обнаружились неполадки в системе впрыска топлива, и он на тренировке показал лишь двадцать второе контрольное время. Час от часу не легче! В общем, если не знать характер Яану-са, можно было бы смириться с поражением. Но Лигур есть Лигур. В четвертьфинале он, стартуя из последнего ряда, добирается до финиша вторым после Мюкке. В свою очередь выиграли «четвертушки» Бауэрле и Барташек. А вот дальше события стали развиваться по нашему сценарию. Сперва не удался заезд у чувствовавшего себя вполне спокойно Бауэрле, после чего тот получил только третий ряд в финальном заезде.
Полуфинал же, где выступали Мюкке, Барташек и Лигур, разрешил всю эту запутанную ситуацию в нашу пользу. Для начала Яанус пропустил вперед Барташека и, не ввязываясь в драку с с<пелетоном», оставил на растерзание Мюкке. Потом, поджидая, когда участники растянутся по трассе, объехал всех одного за другим. В том числе на последнем круге и самого лидера. Теперь победить в финале, стартуя из первого ряда да еще рядом с товарищем по сборной страны камазовцем Дружининым, было вполне реально. Главное, чтобы Бауэрле, чего доброго, не пробился в призеры. Старт Лигур выиграл и, постепенно наращивая отрыв, выбрался на довольно спокойную позицию. Ну а его основной конкурент как ни старался, так и не сумел пробиться через прочный заслон чехословацких гонщиков.
После второй подряд победы в Кубке-1600 Яанусу Лигуру, конечно, не грех было бы подумать о выступлении в чемпионате Европы, где допускаются машины с двигателями объемом до трех с половиной литров. Если бы был такой мотор да кабы поддержали спонсоры...
Надеемся, проблемы эти разрешимы. Скажем, обещали помочь и межбанковское объединение «Восток», и акционерное общество «Тракторэкспорт», и Всесоюзный институт легких сплавов. По крайней мере, в надежности их партнерства наша сборная уже убедилась в сезоне 1991 года.
В. Тягунов, старший тренер сборной команды СССР Фото Л. Трофимчука
Источник: Журнал «АМС», №5, 1991