Однако, когда под угрозой срыва оказался чемпионат России по зимним трековым автогонкам, выяснилось, что их можно найти и у нас. В Перми, где планировалось провести соревнования, ни у кого, в том числе и ОСТО, не было денег на аренду ипподрома. Спонсоры, видимо озадаченные повышением цен, тоже не спешили финансировать чемпионат. Поэтому организаторы топтались на месте. С одной стороны, вроде бы никто не мешает — гоняйтесь на здоровье. С другой — никто и не помогает, все деньги требуют. Хотите подготовить трассу — платите по новым расценкам. Нужна «Скорая помощь» — раскошеливайтесь. Требуется милиция для охраны — будьте добры «отстегнуть» сорок с лишним рублей в час за каждого человека в серой шинели.
Спасли чемпионат от неизбежного банкротства... сами гонщики. А точнее — пермские таксопарки, где работают спортсмены, выступающие на автомобилях «Волга». Какие аргументы они использовали в разговоре со своим начальством — неизвестно. Важен результат — «сбросились» два таксопарка и одна механизированная колонна и набрали нужную сумму. Вот они — меценаты! Зачем директорам этих предприятий реклама? Тот, у кого денег не сосчитать, и так знает, что такси все улицы близки. Другим же оно сейчас просто не по карману. К тому же значки, вымпелы, наклейки и даже рекламные щиты все равно изготовить бы не успели. Говори не говори — любовь к искусству получается, и ничего больше. Единственное, о чем руководители таксопарков попросили организаторов,— провести заезды автомобилей 10-го класса в воскресенье. Чтобы как можно больше свободных от работы водителей могли прийти на ипподром с семьями и поболеть за своих коллег. Ведь гонки на «волгах» в Перми популярней, чем состязания «лад».
Кстати, именно в 8-м классе по воле случая возник конфликт, не только изрядно попортивший нервы участникам и судьям, но и повлиявший на спортивные результаты. Гонщики из Тольятти приехали в Пермь все вместе — на «Икарусе». Затем быстро прошли мандатную комиссию и стали ожидать прибытия своих боевых машин, которые отправились в путь тоже все вместе — на заводском автовозе. Как назло недалеко от Ижевска, километров за 600 до места назначения, сломался тягач, и пятеро из семи тольяттинцев в день контрольных заездов остались «безлошадными». Лишь у двух вазовцев — Александра Белова и Ренаса Мухаметзянова спортивные автомобили добирались другими видами транспорта и прибыли в срок. На них-то и разрешили судьи проехать обязательную тренировку всем заводским гонщикам, а вот до контрольных заездов уже не допустили. Здесь каждый должен выступать на своей машине. К обеду программа дня была исчерпана, результаты известны. Но никто не расходился — ждали автовоз тольяттинской команды.
Только с наступлением темноты судьи приняли решение: кто не успел, тот опоздал. От Волжского автозавода в финале стартуют двое — Белов и Мухаметзянов. Исходя из этого и составили таблицу заездов.
Утро началось с сюрприза. У ворот ипподрома с неизвестно каким образом добравшегося до Перми КамАЗа механики разгрузили «лады» тольяттинских гонщиков. Представитель команды ВАЗа попросил судейскую коллегию изменить решение, принятое накануне, и разрешить пятерым неудачникам «быстренько» отъездить контрольные заезды за полчаса до открытия соревнований. Такой поворот событий грозил изменениями в составе участников чемпионата России. Кто-то сразу переместился бы в запасные, а кто-то вообще не попал бы в финал. Поэтому пойти на уступки судьи могли лишь в том случае, если на общем собрании все спортсмены единодушно поддержали бы просьбу тольяттинцев. Этого не произошло. Нашлись возражавшие. Кому же хочется добровольно отказываться от выступления. Так вазовский квинтет — Борис Маслов, Юрий Боровиков, Николай Мезенцев, Омар Кахишвили и Игорь Черноиванов — оказался в роли зрителей. Ничего не поделаешь — закон есть закон. Жаль только, сами состязания в отсутствие этой сильной пятерки проиграли в зрелищности, а цена завоеванных медалей снизилась. К середине гонки уже никто не сомневался — чемпионом России станет Ренас Мухаметзянов. Слишком велико было его преимущество над соперниками. Даже Александр Белов не составил ему конкуренции: внезапно «затроил» двигатель. На последних же заездах появлялось и вовсе по четыре-пять машин — не хватило запасных.
Но вот «волги» не обманули ожиданий. На длинной и скоростной дорожке пермского ипподрома страсти в 10-м классе разгорелись нешуточные. Зрители увидели и опасные обгоны, и столкновения, и «улеты» в сугроб. А победителем, к радости пермяков, стал их земляк Александр Дудин. Представитель одного из таксопарков, финансировавших соревнования. Так что директора-меценаты остались довольны.
Непонятно одно — кто же будет оплачивать следующий чемпионат. Вдруг грянет приватизация, и таксомоторы продадут в личное пользование. Какой уж тут автоспорт.
Открытый личный чемпионат России по зимним трековым автомобильным гонкам
Пермь, 24—26 января. Класс 8: 1. Р. Мухаметзянов (Тольятти) — 28 очков; 2. Н. Вискунов (Тюмень) — 27; 3. Ю. Макаров (Курган) — 26; 4. А. Белов (Тольятти) — 25; 5. А. Микрюков (Пермь) — 19; 6. С. Балдыков (Ижевск)— 19; 7. А. Кузнецов (Пермь) — 17; 8. Р. Фахрутдинов (Ижевск)— 15; 9. С. Кузнецов (Пермь) — 12; 10. В. Пушкарев (Красноярск) — 11; 11. С. Сажин (Пермь) — 10; 12. И. Беляев (Курган) — 9; 13. А. Кулаков (Ижевск) — 9; 14. С. Петрухин (Казань) — 4; 15. Ю. Орехов — 1; 16. А. Лобецкий (оба — Пермь) — 0.
Класс 10: 1. А. Дудин (Пермь) — 29; 2. Н. Демидов (Н. Новгород) — 27; 3. В. Бурилов (Тюмень) — 26; 4. Р. Юсуфкулов — 47; 5. Л. Полыгалов — 17; 6. И. Габов (все — Пермь) — 15; 7. С. Баранов (Екатеринбург) — 14; 8. В. Пимнев (Тюмень) — 14; 9. Н. Широков — 14; 10. В. Редькин (оба — Пермь) — 13; 11. А. Антонов — 10; 12. А. Сорокин (оба — Самара) — 9; 13. В. Тютин (Н. Новгород) — 8; 14. С. Швецов — 7; 15. А. Ка-шолкин — 7; 16. А. Захаров (все — Пермь) — 5.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1992