И все же идея «чемпионата чемпионов» получила в прошедшем сезоне неожиданное воплощение. Правда, уже не в Тольятти, а в Крыму, на горной гонке «Интерконт-91». В начале октября в окрестностях Фороса собрался почти весь цвет отечественного автоспорта — раллисты Н. Больших, В. Штыков, А. Артеменко, кольцевики С. Гурьянов, А. Белов, А. Орловский, выступающие на «формулах» В. Козанков, А. Пономарев, картингисты П. Бушланов, Г. Комаров, Я. Шеленговский. Трудно даже примерно сосчитать, сколько золотых медалей чемпионатов страны завоевано в разные годы этими мастерами.
С уверенностью можно только сказать, что никогда прежде на старт состязаний одновременно не выходило столько лауреатов всесоюзных первенств. Причем поспорить между собой они могли на привычных им «спортивных снарядах», что придавало соревнованиям особую интригу. Заманчиво было выяснить, какая же из машин веселее поедет вверх по горной дороге — раллийная БМВ-МЗ Николая Больших или «формула-1600» Виктора Козанкова, кольцевая «Самара» Александра Орловского или, может быть, юркий карт Петра Бушланова?
В более выгодном положении должны были бы оказаться раллисты. Как-никак горная гонка — это по сути дела обычный доп, которых они за свою жизнь проехали без счета. Правда, на этот раз им пришлось высадить из машин своих штурманов. А вот кольцевики и картингисты, привыкшие к закрытым автодромам, вынуждены были выступать, что называется, «на поле соперника».
Коварство «чужой стихии» уже в дебюте испытал на себе Александр Нестеров. В первом же тренировочном заезде метров через триста после старта его «формула» «взяла и не повернула», как рассказывал потом Александр. Машина врезалась в парапет узенького мостика, и соревнования для москвича на сем и завершились. Подошедший местный судья раскрыл секрет загадочного поведения «формулы» Нестерова. Оказалось, в том самом месте с гор постоянно течет небольшой ручеек, который, похоже, Александр проглядел.
— После картодрома никак не могу заставить себя ехать здесь во всю силу, — сетовал Петр Бушланов. — Повороты на трассе сплошь закрытые. Постоянно кажется, что вот-вот кто-то неожиданно выбежит на дорогу. Приходится, как говорят преферансисты, перезакладываться на случайность.
Однако главным бичом для низких картов стали камни, которые выносили с обочин на дорогу колеса «больших» машин. Картингисты заранее попросили судей, чтобы те дали им возможность стартовать первыми, когда трассу приведут в порядок после очередной серии заездов. Поначалу, во время тренировок к этому пожеланию прислушались. А вот во время официальных стартов о нем вдруг забыли. И эта беспечность едва не обернулась трагедией.
В первом финальном заезде из трех Ян Шеленговский неожиданно попал на разбросанный по трассе гравий, колеса его карта мгновенно потеряли сцепление с дорогой, и он вместе с машиной улетел под откос, поросший деревьями и кустарником. Счастье, что голова Яна в шлеме прошла в нескольких сантиметрах от приличного дерева.
Другой бы на месте Шeленговского в следующих заездах поостерегся ехать во весь опор. Но молодости, а Яну только 20 лет, наверное, свойственны некая бесшабашность и умение быстро забывать неудачи. Во всяком случае в третьей попытке он показал второй абсолютный результат следом за своим товарищем по сборной страны Григорием Комаровым, который преодолел 3,5-километровый подъем за 2 минуты 0,15 секунды.
Да, да, не удивляйтесь, тон в горной гонке задавали именно картингисты. Впрочем, так ли уж это неожиданно? Судите сами: карт весит вместе с гонщиком 160 кг, а располагает примерно 40 л. с. Это значит, что на 1 кг приходится 0,25 л. с. Чтобы иметь такую же удельную мощность, скажем, «Самара» в тонну весом должна развивать 250 л. с. Ближе к картам по динамике были «формулы-1600», а из легковых машин им смогла составить конкуренцию только трехсотсильная БМВ-МЗ Больших. Вот вам и малютка карт!
Жаль, что согласно правилам горных гонок абсолютный зачет в них подводится лишь неофициально. И тому же Шеленговскому, получившему в награду за второе место в группе из четырех картингистов набор посуды, оставалось только завидовать тем, кто распаковывал призовые видеомагнитофоны, уступив Яну на трассе около 20 секунд. Целую вечность!
Проявив завидную щепетильность в следовании букве правил в том, что касается определения лауреатов, организаторы между тем отошли от международного регламента горных гонок в двух немаловажных деталях. Во-первых, они укоротили дистанцию до 3,5 км против минимально допустимых пяти и, во-вторых, давали старт с минутным, а не с 30-секундным интервалом.
Нелишне было бы оборудовать трассу в наиболее опасных местах отбойниками. На этом, кстати, сходятся многие специалисты, с кем довелось мне беседовать в Крыму. В том числе и профессиональные спасатели из чехословацкой фирмы «Наримекс», которые по приглашению организаторов — концерна «Интерконт» обслуживали эти состязания. К их мнению стоит прислушаться, если в будущем мы собираемся взяться за проведение в окрестностях Ялты этапа чемпионата Европы по горным гонкам.
Результаты гонки
Неофициальный абсолютный зачет: 1. Г. Комаров (Курск, карт) — сумма двух лучших времен — 240,59 с; 2. Я. Шеленговский (Москва, карт) — 243,13; 3. Н. Больших (Москва, БМВ-МЗ, гр. А5) — 243,86; 4. А. Пономарев (Тольятти, формула-1600) — 245,18; 5. П. Бушланов (Москва, карт) — 245,62; 6. В. Козанков (Москва, формула-1600) — 246,62; 7. Ю. Мосьпан (Киев, карт) — 247,51; 8. А. Орловский (Москва, «Самара», гр. А5) — 247,53; 9. В. Штыков (Москва, «Самара», гр. А-1600) — 261,83 ; 10. А. Артеменко (Тольятти, «Самара», гр. А-1600) — 262,28... 16. А. Салюк (Киев, «Самара», гр. А-1300) — 275,59.
С. Нечаюк. Фото В. Князева
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992