Поэтому наверняка многих удивит тот факт, что кросс в городе Гуково, посвященный Дню шахтера, продолжался всего три часа. Верится с трудом, но организаторы за это время без особой спешки провели два заезда карт-кроссов, три — среди багги, шестнадцать — легковых автомобилей, успели несколько раз полить трассу, да еще порадовать болельщиков показательными выступлениями парашютистов.
Впрочем, любопытно и то, что от первого обсуждения идеи — устроить красивую гонку в Ростовской области — до ее воплощения прошло лишь три месяца. Тогда на одном из этапов чемпионата России по ралли ударили по рукам два человека — начальник шахтостроительного управления ПО «Гуковоуголь» Александр Гирник и судья из Подмосковья Борис Блохин. С этого момента оба свято придерживались принципа «сказано — сделано». Г рейдер еще прокладывал трассу у подножия террикона недалеко от живописной базы отдыха «Березки», а ведущие кроссмены страны уже получили персональные приглашения на соревнования. Среди них — чемпион России нынешнего года Анатолий Кузнецов из Подмосковья, Николай Конин из Пензы, тольяттинцы Виктор Малюшитский, Игорь Черноиванов, Вадим Осипов, Николай Коротенко и Василий Мезенцев. Причем практика персонального вызова участников использовалась раньше, пожалуй, лишь на традиционной ипподромной гонке журнала «За рулем».
Были и другие новшества. Во-первых, оригинальная система заездов, разработанная Борисом Блохиным, где каждый спортсмен, несмотря на неудачи, сохранял шанс попасть в финал. Во-вторых, сама трасса «Березки» получилась на редкость удачной. Всего полтора километра без ям и ухабов позволяли не только сберечь подвеску автомобиля, но и показать на «Самаре» среднюю скорость больше 80 км/ч. Много это или мало — судите сами. На этапе чемпионата Европы по кроссу в Бауске полноприводные «снаряды» иностранцев с двигателем 3,5 литра развивали около 90 км/ч. В-третьих, под стать «европейским» были и призы, учрежденные СТАК «Вираж» и шахтостроительным управлением. Лучший из баггистов, тольяттинец Игорь Крюков получил суммарный приз 56 тысяч рублей. Тогда как француз Доминик Дюбур, выигравший латвийский этап. — 500 марок. Суммы, согласитесь, вполне сопоставимые.
Но больше всего запомнился завершающий аккорд гонки — подведение результатов. Не успел победитель в классе легковых автомобилей Николай Конин вернуться в закрытый парк с дистанции, а на стекле судейского автобуса уже появился итоговый протокол, обработанный на компьютере. Редчайший, если не единственный в истории нашего автокросса случай. Воистину краткость — сестра таланта.
Кстати, одного из «виновников торжества», Александра Гирника спортсмены из Тольятти признали не только как хорошего организатора, но и как гонщика. Их ответом стало приглашение на традиционный и очень престижный кросс «Серебряная Ладья».
Источник: Журнал «АМС», №6, 1992