Вдобавок, гонки — это коммерция. Вспомним миллиардный бюджет формулы 1, оборотистого финансиста «хитрого Берни» Экклстоуна. И, конечно же, гонки — праздник для тысяч поклонников автоспорта...
Бесспорные истины для «мира больших призов»! Но вот вам пример, взятый, как говорится, из нашей жизни, — чемпионат России по кроссу в Подольске. Среди четырнадцати «волг» были и четыре заводские. Только о каких испытаниях можно всерьез говорить? Давно уже мы знаем эту машину. Даже слишком давно. Младенцы, которых из роддома на «волгах» увозили родители,стали уже взрослыми дядями и тетями и обзавелись собственными детьми. Поколение выросло, а модель остается! Да и с рекламой дело обстояло не лучше. Ну какая реклама, если «волги» состязаются с «волгами», а «Самары» с «самарами», и при этом болельщиков до обидного мало.
Коммерция, правда, процветала в Подольске. С фотокорреспондентов, например, пытались взять мзду за право запечатлеть состязания. Затем директору чемпионата вдруг не понравилось, что автовозы спортсменов стоят в неудачном месте, и он потребовал заплатить за постой по нескольку сотен рублей. Гонщики, разумеется, платить отказались. Но из-за бурных дебатов старт субботних тренировок отложили на два часа. Подача командной заявки стоила ни много ни мало 5000 рублей, и лично-командный чемпионат превратился лишь в личный. Каково же было удивление гонщиков, когда в ходе соревнований выяснилось, что, оказывается, львиная доля ценных призов должна быть разыграна именно в командном зачете. Впрочем, литые колеса, швейные машинки, турпутевки в зарубежные страны и денежные премии на сумму около 150000 рублей, возможно, будут пущены в оборот на следующих соревнованиях. Лишь бы не «сгорели» путевки...
Но все неурядицы словно отодвинулись в тень, когда судья взмахнул стартовым флагом. С каким азартом сражались кроссмены! В заездах на «волгах» настоящий бой заводским гонщикам дал москвич Владимир Николаев. Не остановись он потом у обочины с оборванной рулевой тягой, трудно сказать, стал бы или нет чемпионом России именитый Николай Демидов из Нижнего Новгорода.
Не менее драматично сложилась и гонка «самар» группы А. В отсутствие команды Волжского автозавода фаворитом здесь был закаленный в ипподромных баталиях Николай Конин из Пензы. Но его подвела техника. В последнем третьем заезде сломя голову бросился он вдогонку за лидерами. Но на узкой и короткой, почти «картинговой» трассе (ее длина всего 960 метров) идти ва-банк было крайне рискованно. «Сколько раз я крутился?» — спрашивал Николай у судьи на крутом левом повороте, когда выбрался из разбитой «восьмерки» после головокружительного «тройного сальто». А в это время его основной соперник, участник «Кэмел Трофи-90», Анатолий Кузнецов расчетливо, без излишнего риска довел гонку до финиша и завоевал первый в своей спортивной карьере титул чемпиона страны.
Прошел месяц, и Анатолий принимал у себя дома, в Дмитрове, на трассе Центрального автополигона участников другого российского первенства — по кроссу на полноприводных автомобилях. Дело в том, что Анатолий вместе со своими единомышленниками основал фирму «Тест-Спорт», которая была одним из организаторов чемпионата. И, надо сказать, подготовились они к встрече гостей основательно: радиосвязь, компьютер, который мгновенно обрабатывал результаты и лихо отстукивал протоколы, удобные трибуны и буфеты для зрителей...
Но главным «сюрпризом», конечно, была трасса. Вернее, ее небольшой участок в лесу — крутой спуск и подъем, а в низине одна за другой подряд две «грязевые ванны».
Еще до тренировки иные водители спортивных УАЗов поглядывали на «переправу» и молча почесывали затылки. А когда перед стартом обе «ванны» залили водой, кое-кто говорил даже главному судье Борису Блохину, что это, мол, уже слишком — застрянет десяток машин, и остановится гонка. Но опытный арбитр и тонкий знаток автоспорта был непреклонен. Ведь «форсирование водной преграды» — своеобразная изюминка кросса на вездеходах, зрелище, захватывающее болельщиков. Да и лучшей проверки водительского мастерства не придумать.
И гонка удалась! Настоящий спектакль подарили зрителям автокроссмены. И не удивительно, что на такой трассе верх взяли опыт и мастерство. Победил двукратный чемпион России Андрей Ганин, а его команда увезла на Ульяновский автозавод главный приз.
Любопытно, что и Анатолию Кузнецову предоставился шанс подтвердить звание сильнейшего на «родной» трассе. Гонки на УАЗах чередовались с заездами чемпионата Московской области. И хотя «самары» обходили брод стороной, и здесь разгорелись страсти. Автомобиль Кузнецова пару минут даже полежал на крыше, после чего чемпиону пришлось довольствоваться лишь вторым местом.
Возможно, именно хлопоты по подготовке чемпионата и помешали ему выступить лучше. Однако Анатолий не очень был огорчен. Главное, что российское первенство прошло, как говорится, без сучка и задоринки.
Ни для кого не секрет, что у нас на проведении гонок много не заработаешь, того и гляди сам внакладе останешься. Вот я и спросил Анатолия: мол, зачем ему, действующему спортсмену. и его друзьям лишняя «головная боль»?
«Как зачем? — пожал он плечами.— Просто любим мы автоспорт. В этом все дело».
Думаю, что под такими словами подписались бы и организаторы мирового чемпионата и ралли-рейдов, и даже сам «хитрый Берни» Экклстоун.
Результаты чемпионата
21 июня. Группа А, 8-й класс: 1. А. Кузнецов (Дмитров); 2. Н. Деткин (Люберцы); 3. Н. Конин (Пенза); 4. К. Колобков (Видное); 5. Н. Коротенко (Тольятти); 6. А. Рыжов (Москва).
10-й класс: 1. Н. Демидов; 2. С. Устинов (оба — Н. Новгород); 3. В. Николаев (Москва); 4. А. Жевакин (Кораблино); 5. А. Матюшин (Москва); 6. С. Толстолуцкий (Н. Новгород). Дмитров, 26 июля.
Полноприводные автомобили категории В, группа 10: 1. А. Ганин; 2. В. Джепаев (оба — Ульяновск); 3. Я. Матуленс (Елгава, член РАФ); 4. И. Резниченко; 5. А. Погодин (оба — Дмитров); 6. Е. Ужегов (Ульяновск).
С. Осокин. Фото А. Гуревича
Источник: Журнал «АМС», №5, 1992