Теперь в чемпионате Европы участвуют только машины, подготовленные по группе А. Правда, в правилах существует лазейка размером, по существу, с порядочные ворота. Разрешена переделка трансмиссии в полноприводную, если не меняется месторасположение силового агрегата. Для многих спортсменов это проторенная дорожка. Например, Владимир Бузланов и Валерий Джежела из Тольятти успешно используют на «самарах» трансмиссию «Фольксвагена». Соответствует новым правилам и «восьмерка» Бориса Котелло с установленным продольно двигателем ВАЗ-2105.
Цель изменения технических требований была благая — отстранить от участия в первенстве богатых искателей автоприключений, способных купить отставные раллийные машины группы В. Бороться с этими монстрами большинству кроссменов было просто не по карману.
Рецепт, конечно, правильный. Да только что в Европе — спорт для «бедных», то в России — спорт богатых. Комплектующие «Фольксвагена» для своих фирменных гонщиков может купить один лишь ВАЗ, да и то не для всех. Сказочно повезло Александру Ерофееву и Владимиру Макарову. Новоуфимский нефтеперерабатывающий комбинат преподнес им роскошный подарок — два «Рено-21-турбо». Мало того, согласно дорогостоящему контракту владелец машин француз Клод Курьен обеспечивает русской команде полный сервис на десяти этапах и одиннадцати. Правда, эти автомобили — «темные лошадки», в мире кольцевых гонок и ралли лавров не снискавшие. К тому же приобретены они были в последний момент, всего за несколько дней до выезда на этап в Португалию. И, разумеется, спортсмены не успели как следует привыкнуть к новой технике. Поэтому шансы двукратного чемпиона Европы немца Рольфа Фолланда, обладателя мощного «Ауди-купе» выглядели предпочтительней.
Но первый же старт показал, что стоит русским раздобыть чуть больше денег, и они способны изрядно потрепать нервы лидерам чемпионата.
К удивлению большинства зарубежных спортсменов, семейный седан «Рено-21» с русскими пилотами за рулем превратился в грозное оружие, с помощью которого Макаров победил на первом этапе. Безусловно, наши гонщики задели и самолюбие Рольфа Фолланда. Мало того, что в прошлом году они обошли сборную Германии на командном чемпионате Европы, так еще и в нынешнем после двух этапов первым оказался Макаров. Правда, календарь соревнований давал опытному Фолланду шанс отличиться. Третья встреча кроссменов, как и второй этап, проходила на немецкой земле. К тому же Макаров с Ерофеевым, видимо, не поделив почетную должность первого гонщика команды, затеяли междоусобную вой у. Вместо того, чтобы дружно сдерживать натиск титулованного конкурента, они умудрились намять бока не только друг другу, но и остальным нашим. Фолланд не преминул воспользоваться раздорами русских и вышел в лидеры первенства. А вот во французском местечке Морон, где состоялся очередной этап, оба «Рено» наконец-то попали в пятерку сильнейших. Ерофеев пропустил вперед лишь Фолланда и стал вторым. Макаров дважды побеждал немца в предварительных заездах, но в финале финишировал пятым, вслед за братьями Морис — Марком и Фабрисом. Кстати, в отличие от наших спортсменов, французский дуэт работал слаженно. Марк атаковал Фолланда и Ерофеева, а Фабрис прикрывал его тылы, выполняя функции вышибалы.
После четырех этапов чемпионата никто, в том числе Фолланд, не обладает достаточным запасом очков, гарантирующим спокойную жизнь. Бронзовому призеру прошлого года, Марку Морису, наши Макаров и Ерофее" буквально «наступают на пятки». Чуть отстали гонщики ВАЗа. Но согласитесь, шестое и седьмое места для «самар» — результат неплохой. К тому же впереди еще семь этапов, а Криво-боков и Джежела не из тех, кто oстановится на достигнутом.
Среди баггистов, где последние годы тон задавали чехословацкие гонщики, тоже произошли изменения. Вместе с опытным австрийцем Хербертом Раммелем лидирует дебютант нынешнего сезона португалец Луис Рибейро. Причем оба применяют двигатель «Порше», хотя многие спортсмены вместо морально устаревшего германского мотора используют силовые агрегаты «Рено», «Ауди», БМВ, «Опель», «Фольксваген». Видно, «старичка-немца» еще рано списывать со счетов. Из чехословацких гонщиков только Иржи Бартошу однажды удалось занять второе место на этапе. Кстати, на его автомобиле тоже установлен трехлитровый «Порше», а не «Татра».
К сожалению, нашим спортсменам пока похвастаться нечем. В прошлом году только Алексей Шаров пытался бороться с зарубежными гонщиками. Остальные после неудачных экспериментов с роторным двигателем ВАЗ к чемпионату Европы стали относиться с прохладцей. Причины, конечно, понятны — отсутствие средств на покупку приличного мотора. Но, как говорится, под лежачий камень вода не течет. А без достойных соперников русские баггисты рискуют зарыть талант в землю. Может быть, им стоит последовать примеру своих коллег, выступающих на легковых автомобилях, что не сидели сложа руки и, похоже, начинают торить тропинку к европейскому пьедесталу.
Положение после четырех этапов Класс Д2/3500 (легковые автомобили):
1. Р. Фолланд (D, «Ауди-купе S2») — 71 очко: 2. М. Морис (F, «Пежо-205») — 57; 3. В. Макаров (R, «Рено-21») — 50; 4. А. Ерофеев (R, «Рено-21») — 40; 5. X. Манделл (D, «Субару») — 34; 6. А. Кривобоков (R, «Самара-1600») — 28; 7. В. Джежела (R, «Самара-1800») — 26... 11. В. Бузланов (R, «Самара-1800») — 17... 13. А. Миронов (R, «Алеко-Кваттро») — 13.
Класс ДЗ/3500 (багги):
1. X. Рам-мель (А, «Порше») — 60 очков; 2. Л. Рибейро (Р, «Порше») — 59; 3. Ж.-П. Винсендо (F, «Пежо») — 58; 4. И. Верслус (В, «Лянча») — 38; 5. Р. Бер (Df «Ауди») — 29; 6. Ф. Тулле (F, «Порше») — 26.
Источник: Журнал «АМС», №8, 1993