Скажем, спортивные законодатели ФИСА тоже не чужды этой практике. Благо в нынешнем раллийном сезоне, накануне которого было внесено немало изменений в регламент чемпионата мира, есть где разгуляться ревнителям буквы правил. Причем, как и подобает в таких случаях, примерно наказать лучше человека заметного, чтобы и другим неповадно было. На втором этапе чемпионата мира в Швеции такой заметной личностью, испытавшей на себе силу карающей длани спортивного закона, оказался бронзовый призер чемпионата мира Дидье Ориоль.
Тут уместно заметить, что у француза до старта, что называется, не лежала душа к северному этапу, который по праву считается вотчиной скандинавских гонщиков.
— Я плохо знаю специфику шведского ралли,— сетовал он незадолго до начала второго этапа,— и несмотря на отсутствие здесь главных конкурентов — Делекура, Биазона, Сайнса и Агини, невысоко оцениваю свои шансы на успех. Слишком мало было времени для тренировок на опасных обледенелых дорогах Швеции.
Тем не менее коммерческие обязательства перед «Тойотой», заинтересованной в ралли, результаты которого впервые за долгие годы шли и в зачет чемпионата среди марок, заставили Ориоля пуститься в дорогу.
Дважды по ходу гонки он выходил в лидеры, но каждый раз после проколов шин откатывался на четвертое место, уступая первую строчку в протоколе то молодому честолюбивому шотландцу Мак-Рею, то опытному товарищу по команде финну Канккунену. Ориолю, наверное, было бы по силам вновь вырваться вперед, но, увы, на первом же допе третьего, заключительного дня у мотора его «Селики» пробило прокладку масляного насоса. Перед стартом следующего спецучастка Дидье в панике выскочил из машины и кинулся к зрителям, окружившим его машину, с просьбой помочь с маслом. Кто-то из толпы протянул французу банку. А другой «доброхот» в то же время сообщал о вопиющем нарушении Ориолем правил, которые запрещают в предстартовой зоне постороннюю помощь. «Дисквалификация»,— таков был приговор скорого суда, который вершили на месте спортивные комиссары.
Руководство «Тойоты» подало апелляцию, и французу разрешили, как говорится, «под протестом» проехать остаток дистанции. Однако ход делу был уже дан. Жюри, вооружившись буквой нового пункта регламента, который допускал в наказание за умышленный обман лишение гонщика всех набранных на предыдущем этапе очков, принялось выяснять степень вины Дидье.
Осознав всю опасность «показательного процесса» (как-никак Ориоль мог лишиться 20 очков за победу в Монте-Карло), хозяева «Тойоты» от греха подальше почли за благо снять своего пилота с трассы, объявив при этом, что у его машины сломался двигатель. Сам же виновник скандала недоумевал: «Мне же помог не член моей команды, а посторонний. Новые правила приняты, чтобы снизить расходы «конюшен». Может быть, в запрете на замену целых агрегатов действительно есть смысл. На дисквалифицировать за банку масла — абсурд! В конце концов она могла быть у меня в машине».
Вообще второй этап прошел воистину под знаком закона. Нового закона, упомянутого Ориолем и ограничивающего возможность замены агрегатов в ходе гонки. Специально в нем оговорен пункт и о том, что в автомобиле участников может находиться только одно запасное колесо.
Между тем шведское ралли проходит сплошь по лесным дорогам, покрытым либо песком, либо мелким гравием. Как правило, они в эту пору укрыты снегом, но на этот раз зима выдалась теплой.
— Боковины зимних шин, на которых выступают здесь участники, делают гораздо менее жесткими. Это оправдано, ведь обычно, когда мы «режем» повороты, упираемся в мягкие сугробы. Но контакта с грунтовой обочиной они не выдерживают,— пояснял водитель «Мазды» швед Б. Юханссон причину огромного числа проколов в ходе ралли. Именно они вместе с новыми ограничениями сыграли решающую роль в распределении итоговых мест.
Тот же Юханссон на одном допе имел два прокола и здорово проиграл уже в начале соревнований. Лидер первого дня в группе N Радстрем на «Тойоте» вынужден был стартовать на допе с «пустой» шиной. Его соперник Вальфридссон 20 километров вел машину на слу-щенном колесе. Еще один фаворит группы N Бен Си-лайем развалил две коробки передач и исчерпал тем самым разрешенный лимит замен. Оба заводских «Субару» во второй день столкнулись с неполадками в трансмиссии, но, согласно новым правилам, вынуждены были дожидаться вечера, чтобы заменить вышедшие из строя агрегаты
Я уже говорил, что дважды терял лидерство из-за проколов Ориоль. Его участь постигла и еще одного возможного победителя — МакРея. В последний день он отчаянно атаковал дуэт «Тойоты» — Канккунена и Юнссона, но проколол шину. А затем ошибка в управлении отбросила его со второго места на третье.
— Я никогда не видел ралли, где ситуация менялась бы с такой калейдоскопической быстротой,— воскликнул в сердцах британец.
Сказать то же самое о следующем этапе в Португалии никак нельзя. Здесь практически всю гонку от начала до конца возглавлял француз Делекур на «Форде». Причем большую часть дистанции сразу следом за Франсуа шел его товарищ по команде итальянец Биазон. Этот сюжет заставил вспомнить о «Монте-Карло», где эти двое также лидировали почти все ралли. Сравнение напрашивается еще и потому, что так же, как и в Монако, погоня царствующего чемпиона мира испанца Сайнса закончилась для Карлоса в кювете. Любопытно, что на этот раз он превысил собственный рекорд сезона, перевернувшись не два, как в Монте-Карло, а целых шесть раз.
На этом параллели, пожалуй, заканчиваются. Ведь тогда, в январе, победу из-под носа фордовских гонщиков увел Ориоль. В Португалии же он, как и другие пилоты «Тойоты», отсутствовал.
Тем не менее Делекур чуть было не лишился своего первого места. А виной тому мог бы стать все тот же новый регламент и разгильдяйство технических комиссаров.
Перед самым стартом очередного, десятого по счету спецучастка Франсуа обнаружил, что в баке его «Эскорта» не оказалось бензина. По словам очевидцев, технический комиссар ФИСА, взяв обязательную ныне в ходе гонки пробу горючего после предыдущего допа, плохо закрепил топливный шланг, и бензин весь вытек. Пока Делекур проклинал на чем свет стоит новый регламент, техкомиссара и свою несчастливую судьбу, его главные конкуренты Сайнс и Биазон благополучно закончили спецучасток в Карамуло. Разобравшись наконец, что француз и команда «Форда» ни при чем, спортивные комиссары остановили ралли на 34 минуты, дав возможность механикам привести «Эскорт» Франсуа в порядок. Два оставшихся в первый день спецучастка участники прошли, так и не зная, кто же все-таки лидирует в соревнованиях.
Только ночью жюри приняло решение аннулировать десятый доп, признав тем самым собственную ошибку, которая могла бы стоить Делекуру победы. Первой для француза за всю его спортивную карьеру и первой для «Форда» в ралли Португалии после 1979 года, когда здесь выиграл Ханну Миккола на «Эскорте».
У этого успеха есть и еще один немаловажный аспект. Конкуренты «Форда» лишились иллюзий по поводу того, что новый «Эскорт-RS-Косворт» силен лишь на асфальте и гравии. Ведь львиную долю своего преимущества Делекур добыл на грунтовых дорогах, которые составляют солидную часть ралли «Виньу ду Порту», добавив тем самым немало волнений соперникам.
Впрочем, у «Тойоты», например, были в марте и другие поводы для переживаний. В середине месяца на всемирном совете ФИСА рассматривали «дело Ориоля». Признав Дидье виновным, международная федерация оштрафовала «Тойоту» на... 300 тысяч долларов. В такую цену обошлась команде обыкновенная банка моторного масла. «Показательный процесс» все-таки состоялся.
Источник: Журнал «АМС», №6, 1993