Однако в нынешнем сезоне, словно по нашему заказу, ФИСА учредила в рамках чемпионата Кубок мира для переднеприводных автомобилей группы А с обычными «атмосферными» двигателями объемом до 2000 см3. Эта категория машин получила условное наименование формулы 2. Появление Кубка вызвано парадоксальной ситуацией, когда многие новейшие модели машин не появлялись на раллийных трассах лишь потому, что в силу конструктивных особенностей они не могли претендовать на победу в абсолютном зачете. Конкурент, не имеющий колесной формулы 4X4, заранее был обречен на поражение.
Надежды ФИСА на то, что теперь многие из прежде не вовлеченных в «раллийный цирк» фирм-производителей, объявятся на трассах, оправдались.
Характерно, что среди дебютантов появилась хорошо знакомая нам «Шкода» с известными чешскими раллистами Павлом Шиберой и Эмилем Тримером за рулем. «Шкода» ныне принадлежит группе «Фольксваген», а немецкий концерн всегда был неравнодушен к спорту. В сочетании с богатыми традициями «Шкоды» это дало прекрасный результат: после первых этапов — машины среди лидеров Кубка мира.
В Греции же помимо обычных соперников по формуле 2 — бельгийца Бруно Тири на «Опеле-Астра GSi», француженки Кристин Дриано на «Ситроене-AX-GT» и ее соотечественника Жан-Пьера Балле на «Пежо-309 GTi 16S» — чехам пришлось встретиться со своими старыми знакомыми по Кубку дружбы В 1993 г. в «Акрополисе» в очередной раз выступали наши раллисты: вазовцы Сергей Алясов, Александр Никоненко и москвич Владислав Штыков, представляющий. так сказать, московский филиал Волжского завода — команду «Лада-Экспорт», ведомую Владимиром Нейманом. Следует, правда, отметить, что без огромной помощи греческого продавца тольяттинских машин — фирмы «Лада-Хеллос», нашему заводу-гиганту было бы непросто. Сегодня выезд одного-единственного экипажа обходится как минимум в 30 тысяч долларов. По сравнению с тратами «Тойоты», это, конечно, копейки — как правило, на один этап чемпионата мира гранды затрачивают до 10—12 миллионов долларов. Однако у нас и эти крохи приходится наскребать с миру по нитке — автоспорт не входит в число приоритетов ВАЗа.
Впрочем, не будем о грустном. Тем более, что и на этот раз в Греции судьба была благосклонна к нашим раллистам. Владиславу Штыкову, например, повезло, можно сказать, еще до старта. Так получилось, что тренировался он бок о бок с самим Ари Ватаненом. Каково же было удивление членов нашей команды, когда великий финн проявил к ним искренний интерес — как чисто человеческий, так и профессиональный. «Куча вопросов, которыми засыпал нас экс-чемпион мира, дала нам не меньше, а может, и больше, чем его собственные ответы на наши вопросы»,— задумчиво заметил шеф-механик штыковской команды Михаил Ухов.
Уже в первый день ралли наши показали, что общение с «летающим финном» не прошло даром. Алясов старался не очень отставать от лидера ралли, проигрывая ему после 163 километров спецу-частков лишь 25 минут. В знаменитые Дельфы, где когда-то древние греки благоговейно внимали откровениям оракула, Сергей приехал вторым из пилотов формулы 2. Правда, в этом ему немножко помогла судьба. Лидировавшие в Ф2 с полуминутным отрывом Бруно Тири и Стефан Прево на «Опеле» угодили в аварию. На шестом допе дня сломалась задняя ось «Ситроена» Кристины Дриано и Кристины Лаллемен. А на «Шкоде» Эмиля Тримера и Иржи Климы барахлил бензонасос.
Тринадцать спецучастков второго дня, которые «обломали» стольких «мировых», оказались трудными и для «самар». Алясов уступил-таки второе место Тримеру. Но в последний день, когда изрядно поредевший раллийный караван возвращался в Афины, «Шкода» Павла Шиберы и Петра Гросса беспомощно остановилась у обочины — подвела электропроводка.
Таким образом, Сергею Алясову удалось приехать в столицу Греции вторым в формуле 2 и заработать восемь очков в зачет Кубка мира. Кроме того, тольяттинец улучшил свой личный' «греческий рекорд» — он стал двенадцатым в «абсолюте».
Лишь местному экипажу «Леонидас» — Мария Павле-Корре на новейшем «Рено-Клио-16S Вильямс» удалось вклиниться между ним и двумя другими «самарами». Владислав Штыков и Юрий Байков заняли четвертое место в формуле 2, а Александр Никоненко и Сергей Таланцев — пятое. Такой финал привел спонсора нашей команды, шефа фирмы «Лада-Хеллос» в полный восторг — все три его машины дошли до финиша! «Теперь «лады» пойдут нарасхват»,— ликовал он.
Нам же остается надеяться, что торговые успехи, если таковые последуют, заставят руководство Волжского автозавода задуматься о пользе автоспорта.
Источник: Журнал «АМС», №10, 1993