Первым с круга сошел Стефан Петерансель. Причем произошло это уже после финиша победного для него второго этапа. Может быть, механики «Ямахи» решили отметить успех своего подопечного и слегка переусердствовали в этом деле, или просто плохо читали регламент рейда «Атлас», но факт остается фактом: мотоциклы Петеранселя и Сенкта они забыли поставить в закрытый парк. Наказание последовало незамедлительно — оба гонщика получили по двенадцать с половиной часов штрафа.
Стефан, очевидно, не принадлежит к тем спортсменам, для которых просто участие важнее победы, и утром, еще до старта очередного этапа, он начал паковать чемоданы.
Не меньше оснований собираться в дорогу домой было и у Тьерри Маньяльди после четвертого этапа. Уже на втором километре СУ француз почувствовал в своих мотоботах масло, которое хлестало из мотора его «Хонды». Тьерри сбавил ход, что позволило ему добраться до пункта сервиса. Там механики долили масло, но в дальнейший путь Маньяльди отправился без всякой надежды: «Чему быть, того не миновать. Сломается двигатель — значит сломается». И через семь километров двигатель заклинило.
К финишу неудачника довезли на техничке, где его, кроме сочувствия коллег, ждал такой же, как и Петеранселя штраф. Только в отличие от Стефана, Тьерри заявил, что двенадцать часов — пустяки и из-за такой малости он не намерен покидать друзей. Наверное, товарищи Маньяльди, которые для краткости зовут его Маней, по достоинству оценили «олимпийский» порыв Тьерри. А вот Аркаронс, может статься, в душе потом пожалел, что Маня не отправился во Францию вслед за Петеранселем. Ведь тот так и не дал лидеру в общем зачете победить до конца ралли ни в одном СУ. Тьерри, выигрывая этап за этапом, словно хотел показать, кто действительно сегодня сильнейший на трассе.
Впрочем, может быть, Хорди нарочно, как говорится, придерживал лошадей, не желая испытывать судьбу. Ведь и другой его основной конкурент — почти двухметрового роста австриец, носящий ботинки 46-го размера, Кинигаднер — тоже развалил мотор своего КТМ.
Любопытно, что похожая ситуация сложилась и в состязаниях автомобилей. Тут лидер, Бруно Саби на «Мицубиси», чувствовал себя тоже довольно комфортно ближе к концу гонки. Точнее, после того как на пятом этапе из-за технических неполадок «провалился» его главный конкурент Пьер Лартиг на «Ситроене». Между прочим, до той поры двух гонщиков разделяла лишь одна секунда!
А первым превратности судьбы начал испытывать Юбер Ориоль. Сначала он, переезжая вброд речку, забыл закрыть вентиляционный люк, и волны, поднятые «Ситроеном», устремились в салон. Беда в общем-то небольшая, да только от воды сломалось переговорное устройство, и штурману Жилю Пикару пришлось объясняться с водителем на пальцах. Как, впрочем, вскоре и другим спортсменам «Ситроена» — Тимо Салонену и его напарнику Фреду Галахеру, у которых также вышел из строя своеобразный раллийный телефон. На овладение азбукой глухонемых ушло немало времени.
Не зря говорят: беда одна не ходит. После злополучного форсирования реки на следующий день у Ориоля сломалась коробка передач, и его «Ситроен» безмолвно замер на склоне небольшого холма. Интересно, что прямо за этим бугром, который не смог преодолеть Юбер, стоял куда более обездоленный Вебер со своей «Мицубиси».
— Я слегка задел дерево,— оправдывался Эрвин. Но этого «слегка» оказалось достаточно, чтобы его машина угодила в овраг, из которого чемпион Европы по ралли смог выбраться с посторонней помощью только ночью.
Печальная участь постигла и другой экипаж на «Мицубиси» во главе с победителем «Туниса-93» аль Хайои. Катарец, который научился читать пустыню раньше, чем вызубрил таблицу умножения, тем не менее угодил в глубокую яму, полную горьковато-соленой воды, которая доходила аж до приборной доски.
Последний реальный соперник Саби, Салонен, на шестом этапе проиграл Бруно полчаса из-за того, что экономил бензин, вытекавший из неисправного топливного насоса. Словом, и для Саби, и для Аркаронса два заключительных этапа стали по сути триумфальным шествием в Маракеш. Тем более, что предпоследний СУ организаторы сначала укоротили на 60 км, а затем и вовсе отменили, когда узкий серпантин в Атласских горах перегородил сломавшийся грузовик. Хотя, конечно, назвать путь Саби и Аркаронса к наградам «Атласа» легкой прогулкой язык не повернется.
Победители, по их словам, тоже натерпелись страху. И причиной тому, как считает Саби, новое правило, разрешающее предварительное ознакомление с трассой соревнований. Теперь, отправляясь на дистанцию, экипаж имеет с собой не только обычную легенду, но и подробное описание маршрута, сделанное заранее «разведчиками».
Кстати, именно на этом новшестве настаивало руководство «Ситроена». Когда же организаторы первого рейда сезона «Тунис-93» не удовлетворили их требования, те вовсе отказались выступать.
Казалось бы, нововведение на руку участникам. С одной стороны, стало просто невозможно заблудиться, с другой,— гонщик знает наперед все ловушки пустыни и может чувствовать себя гораздо увереннее на трассе. Так почему же Саби не разделяет мнения хозяев «Ситроена»?
— Мы теперь, хочешь не хочешь, должны слепо доверять записям тех, кто открывает дистанцию, иначе тебя объедут конкуренты,— сетует Бруно.— Когда-нибудь это плохо кончится: ведь полагаться на чужую информацию очень опасно, особенно если речь идет о пустыне, где обстановка может очень быстро меняться. Не говорю уж о том, что ныне рейды потеряли долю своего романтического ореола. Словом, я никогда не прошу ни о чем Бога до старта спец-участка,— добавляет Саби,— но после финиша непременно благодарю Всевышнего.
Источник: Журнал «АМС», №10, 1993