Глядел внимательно, настороженно. А потом разоткровенничался вдруг с корреспондентом АМС: «...Если русские наконец всерьез возьмутся за автокросс, сладу с ними не будет!» Было это уже три года назад на этапе европейского первенства в латвийской Бауске. И по правде говоря, показалось, что немец лишь отдает дань вежливости. Кто бы мог подумать, что совсем скоро русские гонщики станут не главными даже — единственными его соперниками!
В пресс-центр мы ввалились продрогшие и насквозь мокрые. От Бауски до кроссовой трассы «Муса» — а это километров пять, не меньше — пришлось топать пешком под проливным дождем. Так что к концу этого путешествия на нас не было ни единой сухой нитки, что вызвало веселое оживление у латвийских журналистов: «Пивка, коллеги? Не беспокойтесь, завтра будет хорошая погода. Солнышко гарантируем!»
Да уж, действительно, ливень был ни к чему. Еще год назад он пришелся бы очень кстати, лишь тяжелая мокрая трасса могла помочь нашим кроссменам хотя бы попытаться приблизиться к лидерам. Ведь «восьмерки», пусть и полноприводные, но со слабыми моторами едва за сто «лошадок», конечно, не были конкурентами пятисотсильным «монстрам» Рольфа Фолланда, Джанкарло Стекки и Фабриса Мориса. А потому тогда, в августе девяносто второго, так радовались мы неожиданному «серебру» Владимира Бузланова.
Нынче все не так. И, откровенно говоря, собирались мы в Бауску, лелея в душе мечту не о пьедестале уже — о победе русского гонщика. А там — чем черт не шутит — может, о двойной победе. После того как в автокроссе были объявлены вне закона машины группы В, серьезный соперник у наших остался один — Фолланд. Ведь двое российских спортсменов — уфимцы Александр Ерофеев и Владимир Макаров — пересели на мощные «Рено».
Что надежды не были лишены оснований, показал первый же блиц-опрос лидеров чемпионата. «Мне вряд ли что-нибудь светит завтра,— откровенно признался Марк Морис, брат покинувшего европейскую сцену Фабриса и, между прочим, бронзовый призер прошлогоднего чемпионата.— Ваши ребята очень сильны».
Да и экс- и вице-чемпион Европы Фолланд не выглядел большим оптимистом. «Я даже не знаю, кого мне больше опасаться,— задумчиво крутил головой Рольф.— И Ерофеев, и Макаров — отличные гонщики, так что состязаться с ними теперь, когда они вооружились французской техникой, стало очень трудно».
После таких признаний волей - неволей захочется взглянуть на чудо-машины. А вот и они — красавицы. Любопытно, как удалось обычному семейному седану, не отличавшемуся своеобразием дизайна, придать столь запоминающийся облик. Стройные, хищно-поджарые, на высоких колесах, обутых в мощные кроссовые «мишлены», с задними спойлерами, воздухозаборниками типа NACA в задних крыльях (радиатор расположен сзади), две сестры «Рено-21 -Куадра», белые с синими — у Ерофеева и желтыми — у Макарова — полосками, выглядели действительно очень импозантно.
Но внешность — далеко не самая важная характеристика кроссовой машины. Об одной из решающих особенностей — приводе на все колеса — говорит уже слово «Куадра» в названии автомобиля. Другой непременный атрибут претендента на высокие места — турбонаддув. 4-цилиндровый, рядный турбомотор «Рено» при рабочем объеме в два литра позволяет получать 430—450 л. с. (мощность серийного двигателя этой модели — 134 л. с.). Весит «21-я» 1050 кг, всего на 15 кг больше установленного правилами минимума.
Такие тактико-технические данные, как сказали бы военные, обеспечивают «Рено» отличные шансы в «борьбе» с противником на пересеченной местности». Лишь «Ауди-купе-Б2» Фолланда может похвастать большей «огневой мощью» — 520—550 л. с. Но это уже такой огромный «табун лошадей», что им становится очень трудно управлять на короткой, относительно узкой, изобилующей поворотами при почти полном отсутствии прямых, кроссовой трассе. На старте, например, можно реализовать лишь где-то порядка 300 л. с., остальное все равно уходит в пробуксовку.
Еще одна особенность машины — электроника. Работой мотора — системы зажигания, впрыска топлива, агрегата турбонаддува,— а также коробки передач и распределением крутящего момента по осям руководит компьютер.
«Что и говорить, хороша машина,— довольно улыбался накануне гонки Владимир Макаров.— Слабые места? Пожалуй, что и нет таких. Разве вот рычаги задней подвески внушают некоторые опасения. Но это если быть сверхпридирчивым».
Словом, увидев своими глазами «боевую технику», победу, три вторых и три третьих места на семи предыдущих этапах трудно уже было считать сюрпризом. Скорее можно было ожидать больших успехов. «К сожалению, случаются порой досадные сбои,— продолжал Макаров.— Тут гаечка отвернется, там еще что-то. Мелкие недоделки, «французские сопли», как мы между собой не совсем почтительно их называем». На первом этапе в Португалии такой вот «мелкий брачок-с» стоил Ерофееву оборванного привода, на следующем, в немецком Шлюхтерне, на его «Рено» отказала вторая передача.
Кроме того, оба уфимца впервые на практике столкнулись с турбомоторами, ощутив на себе то, с чем гонщики формулы 1 встретились более десятка лет назад — запаздывание давления наддува при разгоне. «У нас ведь не было никакого опыта с «Рено»,— говорил Ерофеев.— Абсолютный «черный ящик». А по контракту с французской фирмой «Фаст энд Спид», готовившей для уфимцев автомобили, влезать в двигатель, коробку передач по-серьезному было нельзя. И уж ни в коем случае не следовало касаться компьютера — «электронные игры» оставались прерогативой французов.
Впрочем, одними лишь мелкими техническими неполадками «Рено» трудно объяснить великолепную серию Фолланда из пяти побед на шести этапах. .Пилоты уфимской «Новойл» признались, что поначалу, недооценив преимуществ* командной тактики, решили, что каждому из них по силам справиться с немцем в одиночку. «А Рольф очень хладнокровный гонщик,— рассказывал Макаров.— Он никогда не рискует и допускает минимум ошибок. Здесь и нужна команда — один, постоянно атакуя Фолланда, выводит его из равновесия, заставляет нервничать. А второй сидит как бы в засаде. Если же первому удастся обойти лидера, он должен чуть притормаживать его, осторожно сбивая темп, в то время как товарищ по команде будет атаковать «Ауди» сзади. К сожалению, до всего этого мы дошли не сразу».
Что и говорить, после быстрого успеха в Португалии весенне-летняя кампания уфимцам не удалась. Они не только не сумели справиться с Фолландом, но и пропустили вперед Мориса, «Пежо» которого заметно уступал «куадрам» в мощности. И все же относительные эти неудачи, как мы видим, многому научили гонщиков «Новойла», 1 в Бауску они приехали, полные решимости применить на деле свой тактический план.
Разумеется, абсолютное большинство зрителей, собравшихся в тот солнечный день на «Мусе» (правы оказались латвийские коллеги!) болели за своих — Латвию представляли шестеро из 32-х приехавших на седьмой этап европейского чемпионата гонщиков. Но уже в первом заезде хозяев ждало разочарование — не пройдя и полкруга, перевернулась желтая «Лада» одного из лидеров национального первенства Айварса Лайпниекса. И для тех, кто ставил на белое, синее, красное — цвета российского флага, этот первый квалификационный заезд оказался неприятной неожиданностью. «Рено» Ерофеева под номером 114 очень плохо стартовал и, хотя пробился на третье место, никак не мог обойти красный «Пежо» Мориса. Потом оказалось, что на автомобиле Александра вышел из строя клапан, регулирующий давление наддува. Развалился поршенек, и турбокомпрессор не мог развивать больше двух атмосфер.
Дальше — больше Во втором заезде, где впервые стартовал Макаров, после столкновения с «Москвичом» Александра Миронова на его «Рено» отвалилась рулевая тяга. Полноприводным «Алеко» продолжил гонку с полу-оторванным, лихо заломленным набекрень, как бескозырка подгулявшего матроса, капотом. А явного фаворита и несостоявшегося победителя после финиша трактор оттащил через всю трассу в боксы.
Беспомощно вывернутое в сторону переднее колесо навевало грустные мысли. Однако не все еще было потеряно — помогла новая формула проведения соревнований. Вместо прежней системы с предварительными заездами, полуфиналами и финалом с нынешнего года в европейском чемпионате вступила в силу новая. Теперь гонщиков ожидают три серии квалификационных заездов, причем каждый поочередно стартует из первого, второго и третьего ряда. По результатам этих гонок (складываются два лучших места из трех) определяются восемь участников основного финала А. Еще двое добавляются к ним после «утешительного» финала Б, но лишь в том случае, если общее число участников — не менее шестнадцати. В Бауску приехала лишь «чертова дюжина» легковых автомобилей, поэтому на утешительный финал Ерофееву и Макарову рассчитывать было нельзя.
Как знать, может быть, именно это обстоятельство решающим образом сказалось на распределении призовых мест. Во втором заезде Макаров с трудом приковылял к финишу шестым, проиграв трем «ладам». Но в последнем Владимир решил во что бы то ни стало поймать за хвост закапризничавшую птицу-удачу. И сделал все от него зависящее. Стартовав с последнего места, он с быстротой молнии вышел на первое, и можно уже было вздохнуть с облегчением. Увы... Вскоре, словно наткнувшись на невидимую стену, «Рено» почти остановился. Как раз перед этим заездом прошел невероятный ливень, больше чем на полчаса задержавший состязания. И по мокрой глине «Куадра» ползла как муха по стеклу, — с трудом преодолевая подъемы, тяжело скатываясь с горок. Отказал передний привод.
Что тут скажешь — разочарование было сильным. Вместо борьбы за победу — только четвертое место на старте финала Ерофеева и фиаско Макарова. И тут совершенно неожиданно напомнили о себе другие наши пилоты. Перед стартом мы о них как-то подзабыли — уж больно неказисто смотрелись обычная «восьмерка» Анатолия Кривобокова и изрядно потрепанный «Москвич» Александра Миронова на фоне импозантных «француженок» из команды «Новойл».
А тольяттинец и москвич в первом же квалификационном заезде показали серьезность своих намерений. Миронов уступил только трехсотсильной «Лянче-Дельта-Интеграле» Гинтса Буйанса, а Кривобокое, у которого еще до старта были проблемы с охлаждением двигателя, на последнем круге обошел «лады» Имантса Карклиньша и Йозефа Бартоша и в клубах пара, вырывавшегося из-под капота, финишировал третьим.
«Перед Анатолием я просто преклоняюсь,— говорил в боксах Владимир Макаров.— Восемь лет он делает свою машину. Пробует, ошибается, снова делает. И все один...» В Бауске Кривобокое показал тот предел, какого могут достичь «лады», если их доводкой заниматься в одиночку, по-старинке. В единственном заезде, который он выиграл, Анатолий почти на круг обошел «Алеко» из-под Нейкшанса, самого популярного автогонщика Латвии-92 Харальдса Шах-базяна, «Шкоду-Фаворит» Ладислава Брожека и «Ладу» его земляка Бартоша. Но в финале рассчитывать тольяттинцу можно было разве что на чудо.
А вот Миронов, как никто из наших спортсменов, вплотную подошел к пьедесталу, больше того — к высшей его ступеньке. «По характеру Саша — боец,— бывший тренер сборной СССР по автокроссу Владимир Тягунов не скрывал удовлетворения результатом Миронова.— Едет всегда очень напористо. Может быть, только не всегда хватает ему тактической мудрости».
Слова эти оказались пророческими: в самом начале финальной гонки москвич обошел двух соперников под желтым флагом и был за это дисквалифицирован.
Эта неудача позволила Морису и Фолланду (а немец почти весь заезд ехал со спущенным передним колет сом!) еще больше увеличить отрыв от уфимцев. Команда же «Новойл» не получила в Бауске ожидавшихся лавров. Уже после первого круга финального заезда Ерофеев был лишь восьмым, затем шестым, седьмым — машина явно не желала бежать как следует,— а вскоре, получив сокрушительный удар в корму от роторной «Лады» Карклиньша, «Рено» бессильно замер на обочине.
После такого обидного поражения впору было приуныть — до конца чемпионата оставалось всего два этапа, и хотя европейская «бронза» была гарантирована одному из пилотов «Новойла», шансы на «серебро» стали совсем мизерными.
Но что удивительно — в лагере уфимцев не было и следа пораженческих настроений. Чуть не до утра просидели мы после гонки в Бауске с нашими ребятами — еще и еще раз просматривали видеозаписи, спорили, утешали их — расстроенных и возбужденных. И расстались, твердо уверенные в том, что в Австрии и Италии Владимир и Александр будут биться до конца.
Так оно и вышло. В Норд-ринге и Маджжиоре Макаров и Ерофеев были солистами. Машины на этот раз не подвели, и опыт, накопленный в летних гонках, наконец, пригодился.
26 сентября — историческая дата в летописи отечественного автоспорта: впервые русский гонщик стал призером официального первенства, проводимого в рамках ФИ А. Успех этот по праву может разделить весь коллектив Новоуфимского нефтеперерабатывающего завода. И кто знает, может, в следующем сезоне на европейской авансцене появится новая звезда «Новойла» — баггист Александр Галин. Правда, в минувшем сезоне Галин считался, так сказать, полуофициальным членом команды: заказать фирме
«Фаст энд Спид» багги уфимцам было еще, видимо, не по карману. Да в этой категории и риска побольше — не два-три, а шесть-восемь водителей реально претендовали здесь на победу в каждом из этапов. Тут и закадычные соперники чехи
Ярослав Гошек и Иржи Бартош — на их счету победа, три вторых и четыре третьих места в чемпионате Европы. Австрийский ветеран Херберт Раммель, француз Жан-Поль Винсендо, одним из первых в автокроссе перенесших коробку передач за двигатель. Немец Роберт Бер, чья машина считается едва ли не самой мощной и быстрой, хотя и не всегда надежной. И наконец сюрприз нынешнего года — команда братьев Рибейру из Португалии.
37-летний Луиш и 34-летний Рикарду владеют довольно солидной фирмой по производству дорожностроительной и бурильной техники. Но после того как девять лет назад старший брат сломал ногу, упав с кроссового мотоцикла, семья Рибейру переключилась на автокросс. Полностью оккупировав за эти годы национальный чемпионат, в нынешнем сезоне они решили примериться к европейскому. «Перед началом сезона я рассчитывал на третье место,— улыбался перед стартом в Бауске Луиш.— Но сейчас, если упущу титул, буду очень переживать».
Интересно, что помог братьям из Португалии в покорении европейских вершин Доминик Дюбур, прошлогодний чемпион Старого Света. Как Мэнселл в формуле 1, француз решил оставить надоевшую сцену, а свой автомобиль продал Рибейру. Да не один, а сразу два, чтобы хватило обоим братьям. Португальцы отлично воспользовались французской техникой и, добавив к ней хорошо срежиссированную тактику (чего так поначалу не хватало пилотам «Новойла»), сумели переиграть асов европейского чемпионата. Любопытно было наблюдать за действиями братьев в Бауске. В предварительных заездах они вовсе не рвались вперед, стремясь продемонстрировать свой потенциал, а ехали внимательно и осторожно, стараясь при этом, разумеется, обеспечить наилучшую позицию на старте. А вот в финале Рибейру, не обращая внимания на ушедших вперед, но неопасных с точки зрения чемпионских перспектив Вера, Бартоша и Оппелаара, внимательнейшим образом «выпасали» Раммеля и Винсендо — единственных конкурентов Луиша в борьбе за титул. И эта тактика блестяще себя оправдала: Рибейру-старший еще на несколько очков оторвался от своих преследователей.
О победах в классе «чистокровных» кроссовых автомобилей нам пока приходится только мечтать. Но пример «Новойла» показывает: не так страшен черт, как его малюют. Главное, что дело сдвинулось с мертвой точки: в России появился наконец росток настоящего, профессионального подхода. Чтобы побеждать в автогонках, необходимо в первую очередь найти мощного, заинтересованного в выходе на западный и в утверждении на внутреннем рынке спонсора, создать команду, купить автомобили. И только тогда можно будет ожидать дивидендов.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1994