Но скажите, куда девается флегматичность, уравновешенность и сдержанность финнов, когда садятся они за руль раллийного автомобиля и выходят на трассу «Тысячи озер»?! И кто может спорить с ними в страсти, когда ведут они свои «тойоты», «субару», «мицубиси» со скоростью под 200 км/ч меж стройными могучими 28 деревьями по гравийным дорогам, на каждом километре которых число кочек и бугров спорит с количеством озер в этой стране? Очень немногие. Не потому ли все известные фирмы предпочитают либо вовсе пропустить этот этап, если среди их основных пилотов нет скандинавов, как например «Форд», либо специально для «Тысячи озер» ангажировать местных гонщиков.
Так появляются в списке участников имена, которые болельщики уже было начали забывать. Скажем, Маркку Алена, которого хозяева команды «Субару» предпочли молодому перспективному шотландцу МакРею. Или Ханну Микколы, патриарха ралли, семикратного победителя «Тысячи озер». «Тойота» доверила ветерану, перешагнувшему пятидесятилетний рубеж, свою третью машину.
Из пилотов латинской школы в Ювяскюля пожаловал лишь француз Ориоль. Хотя здесь в 1992 году ему удалось победить, Дидье не раз говорил, что «Тысяча озер» — не его конек.
Однако турнирное положение не оставляло французу выбора. Пользуясь отсутствием «Форда», «Тойоте» надо было оторваться ' от главного конкурента в командном зачете, а самому Ориолю попытаться обойти фордовских пилотов Делекура и Биазона. Но для этого предстояло потеснить Ватанена и Алена на «Субару-Импреза» — машинах, дебютировавших в Финляндии.
Новые японские автомобили, на которые хозяева «конюшни» возлагают серьезные надежды, оснащены модернизированным двигателем от предыдущей модели «Легаси» с иными головкой блока и клапанным механизмом. Улучшен также турбонаддув. «Импреза» короче на 17 см и имеет зауженную на 6 см по сравнению с «Легаси» колею. Сюрпризом стало применение на новой «Субару» полуавтоматической коробки передач с кнопочным управлением. Почти как на машинах формулы 1.
Команда «Продрайв», представляющая в чемпионате мира интересы «Субару», долго работала над ее конструкцией. Были даже попытки установить эту систему на «Легаси». Однако до применения полуавтоматической коробки на соревнованиях дело не доходило.
Уж не запутался ли пятикратный победитель «Тысячи озер» Маркку Ален в этих кнопках, когда на первом спецучастке потерял контроль над своей «Импрезой» и вылетел на обочину, где напоролся на большой камень и разбил радиатор? Так квартет фаворитов превратился в трио — Канкку-нен, Ориоль, Ватанен. Они шли очень плотно, с каждым «допом» отрываясь от преследователей. Достаточно сказать, что на последнем спецучастке первого дня все трое показали одинаковое время!
Лидеры задали такой темп гонке, что даже король финских дорог Юха Канккунен, известный своей нелюбовью к чисто асфальтовому ралли «Тур де Коре», проронил: «Если так будет продолжаться до конца, я предпочел бы дважды подряд проехать Корсику».
Сколь велика в такой ситуации цена любой оплошности, познал уже на втором спецучастке следующего дня Ориоль. Ошибка с выбором покрышек стоила ему 12 секунд отставания. В любой другой гонке столь скромный проигрыш значил бы не так много, но на сей раз в Финляндии это была почти катастрофа. «Я не представляю, как можно отыграть эти секунды у Юхи и Ари,— признался во время регруппинга Дидье.— Оба творят что-то невообразимое на трассе! Они просто не доедут до финиша».
Однако француз, который в тщетных попытках догнать беглецов после одного из трамплинов оторвал защиту картера двигателя, сломал амортизатор и разбил масляный насос, ошибался.
Как раз на том спецучастке, где Ориоль неудачно приземлился, Ватанен выиграл битву у Канккунена с перевесом в 11 секунд и вышел в лидеры. А спор двух «летающих финнов», породу которых еще недавно считали близкой к вымиранию, рассудил новый регламент. Согласно ему, между 27-м и 28-м спецучастками запрещалась посторонняя помощь, которая была просто необходима Ари, на чьей «Субару» из-за неполадки отопления запотевали стекла.
Оставленный наедине с неисправностью экипаж «Импрезы» проиграл Юхе 15 секунд. Стало ясно, что Канккунен своего шанса не упустит. На финише раскрасневшийся, со струйками пота на лице' победитель признался, что нынешний успех дался ему намного тяжелее, чем выигрыш «Тысячи озер» двухлетней давности на «Лянче», а борьба была настолько напряженной, что не оставила ни мгновения для передышки.
Утром в понедельник другой герой финского ралли, Ватанен, направлялся смыть усталость в бассейн отеля. Кто-то из журналистов поинтересовался, когда он собирается отбыть в Австралию на следующий этап чемпионата мира? Ари многозначительно ответил: «Я уже там». Воодушевленный соперничеством на равных с лидером первенства он, очевидно, на самом деле мыслями был уже на Зеленом континенте, где собирался окончательно развеять все сомнения относительно своей скорой отставки. Вот только впервые ощутить под колесами машин землю Австралии участникам чемпионата удалось лишь за восемь дней до старта. Столько времени для ознакомления с трассой определили организаторы. По общему мнению, такой короткий срок был явно недостаточен для полноценной подготовки, если учесть, что впереди спортсменов ожидали почти две тысячи километров дистанции. В стремлении успеть повсюду экипажи вставали ни свет ни заря, а возвращались в отель за полночь.
В особенно сложной ситуации оказались МакРей, Биазон и Делекур. Они впервые стартовали в Австралийском ралли. А ведь двум последним, как пилотам «Форда», предстояло скрестить шпаги в решающей схватке за титул чемпиона среди марок с гонщиками «Тойоты», которые по праву считаются специалистами этого этапа. Канккунен трижды побеждал здесь, а Ориоль первенствовал в 1992 году.
Между тем трасса Австралийского ралли весьма специфична. Почти вся она проложена по узким лесным дорогам, а их покрытие зачастую состоит из мелких круглых камешков, на которых машина ведет себя словно на льду. Особенно, если пойдет дождь, как это случилось в первый день.
Состязания на третьем спецучастке длиной в 32 км проходили на фоне жутких декораций мертвого леса. Черные, иссушенные болезнью, вирус которой стал в этом районе Австралии настоящим бедствием, стояли вдоль дистанции деревья-великаны. И пряный аромат эвкалипта, смешиваясь с запахом отработавших газов, почему-то напоминал церковный ладан.
На финише ждали Карлоса Сайнса, но появился стартовавший следом за ним Биазон. Оказалось, «Лянчу» испанца занесло на правом вираже, и она задела за стоявший на обочине пень, который вырвал напрочь переднюю подвеску. Потом, уже в свободном полете, .автомобиль «Матадора» срубил два дерева. Но Карлосу повезло — они были не слишком толсты. А вот от 39-летнего новозеландца Роджера Фриза, штурмана «Поссума» Бурна, фортуна отвернулась в тот час.
Их «Субару-Легаси» неудачно приземлилась после двугорбового трамплина, ударившись по очереди сразу о три пня как раз правым, штурманским боком. Затем машина отлетела на другую обочину и врезалась передком прямо в огромное дерево. И опять правой стороной. Медицинская помощь подоспела очены быстро. Несчастный Фриз еще мог говорить. Но, увы, травмы оказались очень тяжелы, и Роджер скончался в больнице.
Новозеландец, как и его напарник Бурн, по профессии астрофизик. Ралли были для них своего рода хобби. В котором они, впрочем, весьма преуспели, выиграв вдвоем чемпионаты Новой Зеландии и Австралии. На их счету также победа в ралли «Индонезия». Фриз стал первым штурманом, нашедшим смерть на трассах чемпионата мира, после гибели в 1986 году на Корсике итальянца Серджио Кресто, напарника финна Тойвонена.
Еще раз в первый день участники вспомнили недобрым словом скомканные тренировки накануне ралли, когда сошел с трассы Ориоль. Он лишь семь секунд проигрывал к тому моменту лидеру Канккунену.
— Там была связка из левого и правого поворотов,— объяснял потом Дидье.— Выйдя из первого виража, я в последний момент заметил здоровенный камень посреди дороги. Машина встала на два колеса, но увернуться от него я все равно не успел. Картер двигателя оказался пробит, масло вытекло, и мотор встал.
После схода Ориоля реальным претендентом на победу остался только Канкку-нен, успевший ««привезти» почти по минуте двум «субару» Мак-Рея и Ватанена. Они, к слову, выступали вновь на «Легаси», что, видимо, объясняется коммерческой политикой фирмы, которая предполагает продавать «Импрезу» в основном в Европе.
«Форды» Делекура и Биа-зона проигрывали еще больше. Как заметил сам Франсуа, поначалу явно сказывалось отсутствие австралийского опыта. А потом к этому добавились неполадки с машиной.
В третий, предпоследний день на середине спецучастка длиной 45 км мотор «Форда» Делекура внезапно заглох. Француз запустил машину, но двигатель работал с жуткими перебоями. С трудом добравшись до финиша СУ, «Форд» попал в руки механиков. Нырнув с головой под капот, они долго колдовали во чреве машины, и казалось, сумели возродить ее к жизни. Во всяком случае Делекур отправился на старт следующего СУ. Но кому-то из сервисной бригады пришла в голову светлая мысль проводить Франсуа на техничке. Счастливая инициатива: через два километра «Форд» опять закапризничал. И только тут наконец механики отыскали истинную причину сбоя. Ею оказался неисправный датчик системы зажигания величиной в 20-рубле-вую монетку. Но за минуту опоздания на старт Делекур был наказан десятью секундами штрафа. К тому же на его машине в суматохе не успели поменять шины.
Тем не менее после того, как в составе «Тойоты» остался лишь Канккунен, у «Форда» появился неплохой шанс подобраться в командном зачете к японской фирме. На руку им было и то, что в последний день «улетел» и потерял полчаса шедший вторым Мак-Рей. Но все надежды перечеркнул все тот же злополучный крошечный датчик. На этот раз он вышел из строя на машине Биазона.
Так, за три этапа до конца первенства руководители «Тойоты» могли принимать поздравления с первым титулом чемпиона среди марок, добытым японской фирмой в ралли. Следом за «Хондой» в формуле 1 и «Маздой» в «Ле-Мане». С титулом, которому они во многом обязаны высокому неразговорчивому блондину из финской деревушки Лаукаа.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1994