Эти слова довелось услышать в помещении Гуковского СТК, где состоялась мандатная комиссия шестого этапа чемпионата России по автокроссу. А часом раньше участники соревнований с удивлением наблюдали за процессом разгрузки трех «волг» с автовоза. Зачем махать кулаками после драки? Ведь последний раз автомобили десятого класса встречались на пятом этапе в Веселовке. Для них борьба за медали уже давно закончена, и победитель известен — Сергей Толстолуцкий из Нижнего Новгорода. Узнав горькую правду, огорченные пензенцы рассказали, что перед тем, как покинуть родной город, они позвонили в Исполком Российской автомобильной федерации, где их направили в Гуково. Признаюсь, поверить в это было трудно. Уж где-где, а в РАФе календарь соревнований должны знать. Видно, опять славные веселыми приключениями «таксисты» перепутали все на свете.
К сожалению, неразбериха с зачетными группами имела продолжение. Прибыли баггисты из Нефтеюганска и привезли с собой машины с двигателями воздушного охлаждения. Точно такая же ситуация — люди приехали в Ростовскую область из Тюменской узнать, что чемпионат в классе завершен. Кто прав, кто виноват сейчас уже не разберешь.
Но согласитесь, календарь соревнований и информацию об изменениях в нем гонщики должны получать вовремя. Будь то спортсмены Пензы, Нефтеюганска, Уфы, Якутска, Верхней Пышмы или любого другого города России, где интересуются автокроссом. Сотрудникам автомобильной Федерации, вероятно, стоит подумать над тем, как в будущем году распространять важнейшие документы по регионам. Тем более это их прямая обязанность. А пока расхлебывать кашу приходилось судьям и организаторам на местах. Например, в Гуково «волгам» предложили стартовать вместе с «восьмерками» группы Д2, «воздушкам» — с мощными багги группы ДЗ/6.
Разумеется, чуда не случилось. Как ни надеялись пензенцы на прочность своих тихоходных машин, с первых же метров дистанции «волги» были обречены на роль аутсайдеров. Их соперниками в классе автомобилей с рабочим объемом двигателя до 3500 см3 стали «Самары» лучших кроссменов России. Надежные, скоростные. Те самые, что в компании сильнейших добыли зачетные очки на трассах чемпионата Европы. По существу, лишь хозяева этих полноприводных монстров фирменные гонщики ВАЗа Владимир Бузланов, Борис Котелло, Виктор Горшков, Валерий Джежела вели весь сезон борьбу за медали. К тому же результат выступления тольяттинцев на последнем этапе решал судьбу призовых мест.
Почему «золото», «серебро» и «бронзу», по сути, оспаривали только четыре человека? Очевидно, одного желания опередить наших «европейцев» на внутреннем чемпионате явно недостаточно. Нужна еще конкурентоспособная техника. В нынешнем году с вазовцами пытались соперничать всего два гонщика-конструктора. Однако ни полноприводная «восьмерка» Динара Ханжарова из Самары, ни «Алеко» с двухлитровым двигателем москвича Владислава Забелина не смогли на равных конкурировать с автомобилями заводчан. А стоит ли вообще тратить здоровье на бесполезную работу? Сутками пропадать в боксе, пытаясь довести до ума трансмиссию, выжимать из отечественного мотора дополнительные «лошадиные силы». Не ведет ли этот путь в тупик? В соревновании умельца-одиночки с заводом, наверняка, победит последний. Если хочется выступать непременно в группе Д2, может быть, лучше посвятить свободное время поиску спонсоров и денежных средств, купить мощную импортную машину? За примером далеко ходить не надо. Владелец «Рено-21» уфимец Александр Ерофеев посетил трассу города Тольятти и, разумеется, финишировал первым. Жаль только выступал он лишь на одном этапе чемпионата. Другой вопрос: нужны ли теперь гонщику новоуфимского нефтеперерабатывающего комбината награды первенства России? Много лет понадобилось нашему крупнейшему автозаводу для того, чтобы спортсмены команды ВАЗа за рубежом занимали пятые, шестые места. Два «Рено» Александра Ерофеева и Владимира Макарова преодолели этот путь за один сезон. Уверенно обошли тольяттинцев и вели борьбу за медали европейской пробы. Конечно, обидно за талантливых кроссменов, отдавших силы созданию уникальных полноприводных машин. Но «золото», «серебро», «бронза» Бузланова, Котелло и Горшкова, завоеванные в нашей стране, соответствуют скорее внутризаводской табели о рангах, чем реальному соотношению сил.
Не лучше положение баггистов. Годами мучились люди с тольяттинским «Спринтом». Многие, вооружившись сварочным аппаратом, собрали машины собственной конструкции, экспериментировали с роторно-поршневыми моторами. Тщетные усилия. Алексей Шаров из Набережных Челнов первым в России установил на своей кроссовой «формуле» двигатель «Порше» и стал чемпионом.
Пусть не обижаются спортсмены, но до тех пор, пока гоночная техника создается их собственными руками, о реальных успехах за рубежом, интересном чемпионате страны можно только мечтать. Кросс, как и весь автоспорт,— занятие для материально обеспеченных людей. Зарабатывайте средства, господа! А умения ездить - вам не занимать.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1994