Так же и в автоспорте. Прежде чем замахнуться на действительно престижный и популярный чемпионат, гонщики и команды «набивают руку» в первенствах, стоящих ниже в иерархической лестнице.
Вот и прошлогоднее выступление в европейском кроссовом чемпионате было для гонщиков Новоуфимского нефтеперерабатывающего завода Александра Ерофеева и Владимира Макарова не более чем «пристрелкой», пробой сил. Не стоит лукавить: автокросс в Европе остается пока полулюбительскими состязаниями и не может похвастать особой популярностью.
То ли дело его более молодой родственник — ралли-кросс. Зрительская аудитория этих соревнований в десятки раз больше, ими живо интересуются телевидение и щедрые спонсоры. Поэтому-то уфимцы после сезона, с большой пользой проведенного ими в «горном лагере», и решили штурмовать настоящую вершину — чемпионат Европы по ралли-кроссу.
Помнится, год назад на первом же этапе Владимир Макаров одержал сенсационную победу. Вряд ли стоило ожидать подобного, с места в карьер, старта в нынешнем сезоне. Все-таки соперники здесь куда серьезней, да и опыт выступления наших ребят в этом состязании — коктейле кросса, ралли и кольцевых гонок — практически равен нулю.
Тем не менее уфимцам в австрийском городе Мельк, где проходил стартовый этап чемпионата, удалось заявить о себе. И дело не только в том, что всего во второй дивизии (автомобили группы А) стартовали 34 гонщика, и не в том, что наши объехали фаворитов — чемпиона Европы француза Жана-Люка Пейе и пятикратного победителя европейского первенства Мартина Сканке из Норвегии. Главное — уфимцы заработали очки, используя на своих «Рено-21» прошлогодние «кроссовые» моторы мощностью всего-навсего 430 л.с. А ведь автомобили фаворитов чемпионата выжимают не меньше 600 «лошадей». Когда команда «Новойл» получит двигатели от Клода Курьена, то наши гонщики, возможно, окажутся на высшей ступени пьедестала чемпионата Европы. Хотелось бы верить. В любом случае ясно, что показанный в Мельке результат совсем неплох. Российским «скалолазам» остается уповать на новое снаряжение — 650-сильный мотор, более совершенную коробку передач, новые шины и крепость своей «страховки» — поддержку Уфимского нефтяного гиганта. А без нее, как известно, в горах как без рук. С вершин ведь, бывает, срываются и признанные лидеры. Так, может быть, главной сенсацией альпийского этапа (помимо появления русских) стала неудача чемпиона Европы француза Пейе.
Жан-Люк в межсезонье сменил свой знаменитый, но, видимо, исчерпавший возможности форсировки, да к тому же снятый с производства и невыгодный в смысле рекламы «Ситроен-ВХ» на изящную и усыпанную титулами «автомобиля года» разных европейских стран «Ксантию». Но дебют французской красавицы в ралли-кроссе выдался аховым — только 15-е место.
Зато два других автомобиля-новичка ралли-кроссового первенства выступили вполне пристойно. Швед Пер Эклунд, в прошлом сезоне на «Субару-Легаси» ставший четвертым в чемпионате, в нынешнем оседлал «Импресу». И очень удачно, видимо, былой раллийный опыт Пера, помноженный на автомобиль, собратья которого в турнирной таблице чемпионата мира по ралли сегодня уступают лишь «Тойоте», немедленно дали в Австрии «серебряный» результат. А чемпион Европы-92 44-летний англичанин Уилл Голлоп на старт в Мельке вышел на «Пежо-306», только в начале апреля прошедшей омологацию.
Интересно, что доводкой машины занималась фирма «Джи-Тек», принадлежащая... самому Голлопу. Благодаря применению в конструкции композитных материалов, автомобиль получился более легким и жестким, чем «309-я» модель, на которой англичанин выступал в прошлом году. Новое оружие Уилла Голлопа позаимствовало у «Пежо-309» также независимую подвеску. Зато абсолютно новый двигатель с турбонаддувом объемом 1900 см3 мощнее прошлогоднего на добрую сотню «лошадей».
Похоже труды англичанина не пропали даром — 7-е место на первом этапе. Плюс огромный простор для совершенствования. Думается, что уже через пару-тройку гонок Голлоп вновь станет одним из главных претендентов на победу.
Источник: Журнал «АМС», №6, 1994