При всем многообразии автомобильного спорта водители грузовиков, да и их собратья на легковых машинах вынуждены считаться с тем, что, к примеру, кросс и ралли-рейды быстро изнашивают автомобиль, а кольцевые гонки требуют немалых средств для специальной подготовки техники. Нужны также дорогие трассы, бригады механиков... И любители автоспорта на грузовиках обратили свой взор на мотоциклетный триал. Правда, особая характеристика двигателей и конструкция двухколесных машин позволяет им без особого труда справляться с любыми препятствиями и, подобно горным козлам, перепрыгивать с камня на камень. Но как поведут себя на полном бездорожье многотонные громадины? Оказывается, ничего страшного: для грузовиков, за рулем которых сидят умелые водители, трассы триала оказались родной стихией.
В официальном источнике — ежегоднике ФИА — эти соревнования не зарегистрированы. Тем не менее они именуются чемпионатом Европы. В прошлом году он включал три этапа — в Австрии, Чехии и Франции.
Сходство грузового триала с мотоциклетным братом очевидно. Тот же довольно ограниченный участок земли, на котором обозначаются созданные природой или сооруженные искусственно труднопреодолеваемые препятствия. На них и разворачивается основная борьба. Остановка автомобиля здесь более чем на 15 секунд карается одним штрафным очком, езда против указанного пути движения, скольжение или даже в том случае, если грузовик закачался,— пятью. Нельзя касаться ограждения — получишь восемь очков. Сорок штрафных водитель получает за выезд за пределы огороженного участка, столько же — за отказ его преодолеть. Это самое суровое наказание.
В грузовом триале участвуют все типы машин — от легких «унимогов» в бундесверовском стиле и экзотических прототипов, спроектированных для экспедиций в труднодоступные районы, до многоосных полноприводных монстров. В прошедшем чемпионате Европы стартовал и «Урал», оставшийся в Германии после ухода наших войск из этой страны и купленный австрийским водителем Зеппом Аунгером, главой строительной фирмы. Традиционно сильно представлена чешская команда: в ее распоряжении прототип ЛИАЗа с двигателем мощностью 400 л. с. и испытанная во многих соревнованиях «Татра» модели «815». Здесь можно встретить и машины, немало повидавшие на своем веку. К примеру, братья Вольфганг и Зигрун Битцер бодро выступают по очереди на старом, но еще крепком «Мерседес-Бенце-1632» с десятицилиндровым мотором.
Последние годы, однако, в грузовом триале прослеживается четкая тенденция — появление настоящих гигантов. Немцы Бернд Ротбергер и Дитер Шлатман предстали на соревнованиях с четырехосной «Татрой», созданной для перевозки тяжелых крылатых ракет и состоявшей в резерве бывшей армии ГДР. Кабина, оснащенная защитной решеткой из титана, позволяет водителю зарываться передней частью машины в твердый грунт, причем этот маневр не оставляет на ней ни единой царапины.
И еще о правилах. Учитывая многообразие представленных в триале грузовиков, они в зависимости от мощности, массы и других технических характеристик делятся на шесть категорий. В каждой из них очки получают лишь пятеро сильнейших, соответственно — 20, 17, 15, 14 и 13.
Демократичность автотриала не только в простоте правил и обустройстве мест для соревнований, которые, кстати, абсолютно безопасны. В них может стартовать любой, умеющий управлять грузовиком, и женщины тоже. Одна из них — Астрид Крюгер — стала автором настоящей сенсации: показанный по телевидению трехминутный сюжет преодоления препятствия в ее исполнении на трехосном МАНе вызвал поток восторженных писем в спортивные издания. Часто можно увидеть здесь и семейные пары, выясняющие, видимо, домашний спор, кто из них больше поднаторел за рулем.
Не обделяют вниманием триал и зрители, даже те, кто никакого отношения не имеет к грузовикам. Согласитесь, в крови каждого человека природой заложены любопытство, интерес к наблюдениям за работой других. Будь то стройка, рытье ямы или забивание в землю бетонной сваи. А тут зрелище похлеще — грузовики на грани возможности своих сил и водителя. Можно вдоволь повосхищаться мастерством и посмеяться: комических ситуаций, в которых зачастую оказываются спортсмены на участках триала, предостаточно.
Остается сожалеть, что этот вид автоспорта у нас не известен. А зря. Представляем, какие трудности испытывают организаторы триала в Австрии, Франции, Германии — странах, сплошь покрытых сетью прекрасных автотрасс, чтобы найти подходящее место для соревнований. У нас же при великом бездорожье можно наугад ткнуть пальцем в любую точку карты России и с полной уверенностью сообщить участникам — приезжайте, все готово. Да и практически любой наш сельский водитель достойно выглядел бы на европейском уровне, поскольку всю свою шоферскую жизнь, доставляя грузы в родное хозяйство, он волей-неволей оттачивает мастерство на бесчисленных спецучастках отечественного «триала».
Что касается официального признания грузового триала со стороны ФИА, то это, несомненно, вопрос времени. Вспомним, ведь Международная автомобильная федерация далеко не сразу взяла под свою эгиду рейды-марафоны «Париж — Дакар», затем противилась участию в них грузовиков, долгое время не признавала кольцевые гонки на седельных тягачах. В конце концов справедливость восторжествовала. Рано или поздно это должно случиться и с автомобильным триалом.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1994