Минувший сезон подарил Пьеру возможность доказать на деле справедливость притязаний на звание лучшего из лучших. Правда, ранг организованных многоэтапных состязаний впервые оказался чуть ниже чемпионата мира. Их нарекли Кубком ФИА. Лартиг же сдержал слово, данное у подножия Великой китайской стены, и стал его первым победителем. Однако сомневаюсь, что сам Пьер остался удовлетворен своим успехом в той же мере, как, скажем, триумфом в «Пекине-92». И не только потому, что из шести этапов он первенствовал лишь в одном, да и то не в самом престижном — в «Португальской бахе».
Дело в том, что сам розыгрыш Кубка, как и тот знаменитый первый блин, вышел комом. Неприятности стали преследовать энтузиастов новой идеи задолго до начала сезона, когда организаторы грандиозного «Париж — Дакара» отказались включить его в программу новорожденного соревнования. Затем, не сойдясь в цене при дележе прибылей от телетрансляций с хозяевами рейда «Тунис», уже руководители ФИА лишили его статуса одного из этапов Кубка. Словом, соревнования вместо января стартовали лишь в конце мая в Марокко рейдом «Атлас».
Ни для кого не было секретом, что основную борьбу за победу поведут «Ситроен» и «Мицубиси». Однако после первой очной встречи в Марокко следующего спора грандов пришлось ждать целых два месяца. На «Итальянскую баху» не приехали ни те, ни другие, а Португальский этап проигнорировали лидеры «Мицубиси».
Кстати, гонки на итальянском острове Сардиния были отмечены завидной импровизацией организаторов. Они, например, допустили на старт Жерома Ривьера,несмотря на то, что тот вообще не участвовал в прологе. И Жером в итоге занял второе место. Затем, когда на первом спецучастке все участники, кроме Фонтенэ и Геда, утонули в жуткой трясине и результаты были практически аннулированы, никому в голову не пришло остановить удачливый дуэт. Целых 200 километров из 250-ти эти двое сражались на полном серьезе, а когда приехали на финиш, то застали остальных соперников, резвящимися в бассейне.
Любопытно, что вся программа «Итальянской бахи» состояла, по сути, из одного спецучастка, который спортсмены проходили дважды в противоположных направлениях. Немногим больше, около тысячи километров, оказалась дистанция двух других рейдов — в Португалии и Испании. Но вот парадокс: участники за победу в них получали столько же очков, сколько, скажем, в «Ралли Фараонов», которое продолжалось десять дней, а путь к пьедесталу составлял около пяти тысяч километров!
Пренебрежение команд-лидеров некоторыми этапами и довольно странная система начисления очков привели к тому, что накануне «Фараонов» в лидеры состязаний вышел усидчивый Фонтенэ, проехавший все этапы на автомобиле группы Т2, исполнявшем роль скоростной технички в команде «Мицубиси». Лишь в самом конце сезона фавориты на машинах-прототипах ТЗ сумели восстановить реальную табель о рангах, а «Ситроен» досрочно, за этап до конца Кубка, ухитрился выиграть титул победителя в зачете марок. Чему, впрочем, немало способствовали сходы в Египте всех ведущих экипажей «Мицубиси».
Безрадостный опыт первого Кубка ФИА дал повод скептикам для разговоров о кризисе ралли-рейдов вообще. Поползли слухи о намерениях «Ситроена» в скором времени отказаться от участия в этом виде автоспорта. Настроение сторонников рейдов слегка поднялось, когда организаторы «Дакара» дали добро на включение его в программу Кубка-94. Увы, радость была преждевременной. Завершившийся в январе марафон вновь оказался вне рамок этих состязаний. Причина все та же — патрон «Дакара» Фенуй отказался делиться деньгами телекомпаний с ФИА.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1994