Размышляя о политических и экономических хитростях, оставивших Рижское взморье без курортников в разгар уникального сезона, мы ехали в небольшой городок Бауска, что недалеко от Риги, на восьмой этап чемпионата Европы по автокроссу. Ехали в полной уверенности, что уж здесь-то нас ожидает не сонное царство мертвого сезона, а настоящая буря спортивных страстей. Причем, по всем признакам, виновниками ее должны были стать наши, русские кроссмены.
Так уж получилось, что в последние годы именно кросс стал для спортсменов Советского Союза, а потом и России наиболее успешным и перспективным видом автоспорта. Любители цитат, разумеется, объяснили бы такое положение вещей давнишним нашим пристрастием к быстрой езде и плохими дорогами. Но думается, причина скорее в том, что автокросс в Европе не пользуется популярностью у автомобильных фирм. А значит, богатые команды, профессиональные пилоты и сверхсовременные автомобили — здесь редкие гости.
В такой ситуации, как вы сами понимаете, нам и карты в руки — доведенные в заводских условиях "москвичи" и "лады" вполне могут поспорить с выходцами из полукустарных мастерских, которыми располагают большинство соперников. В результате с 1990 года регулярно радовали нас неплохими результатами Петерис Нейкшанс, Борис Котелло, Анатолий Кривобоков, Владимир Бузланов, Виктор Горшков, Александр Миронов. Семь раз за три сезона поднимались они на пьедестал почета отдельных этапов, дважды занимали в чемпионате Европы четвертые, дважды — шестые места.
А когда год назад появилась на автокроссовых трассах уфимская команда "Новойл", немцы, чехи французы, швейцарцы, итальянцы до того чувствовавшие себя хозяевами в классе Д-2 (легковые автомобили), и вовсе приуныли. Русские, похоже, вознамерились превратить автокросс в действительно профессиональный вид спорта. Если уж совершенно неизвестные Александр Ерофеев и Владимир Макаров с налета заняли второе и четвертое места в чемпионате, то опытные Котелло, Джежела, Кривобоков, Бузланов, заручившись по примеру уфимцев поддержкой каких-нибудь нефтяных, лесных, да мало ли еще каких "королей" просыпающейся России, живо превратят европейское первенство в открытый чемпионат страны.
Но первые этапы нового сезона опасений не подтвердили. Ни в Италии, ни в Португалии русским духом" и не пахло. Только в немецких городках Шлюхтерн и Грюндауталь наши появились и выступили весьма достойно, в первой из двух гонок оттеснив даже двукратного чемпиона Рольфа Фолланда на восьмое место.
После четырех этапов, таким образом, Борис Котелло и Валерий Джежела вошли в десятку, а если учесть, что пятеро немцев, опережавших их в турнирной таблице, не намеревались принимать участие в оставшихся гонках чемпионата, к тому же получили хорошие перспективы — впереди было еще шесть этапов.
Но во французском местечке Фалейра, где проходила пятая гонка первенства, победителей и призеров двух этапов российского чемпионата в Нижнем Ломове и Тольятти — Котелло, Джежелу, Бузланова, Миронова — так и не дождались. Прибыл лишь Александр Микркжов и занял 11-е место. Никого из наших кроссменов не увидели зрители и в чешской Нова Паке.
И только в середине июля в Винаросе (Испания) русские наконец напомнили о себе. Да как! В первом же повороте финального заезда оставив позади Фолланда, Котелло и Джежела заставили немца глотать пыль из-под колес своих "самар" на протяжении всей гонки. Чемпион Европы, который страсть как не любит проигрывать, по обыкновению жаловался на "неспортивную борьбу"— дескать, наши просто-напросто выпихнули его с трассы в том самом первом повороте. Большинство же свидетелей первой в истории двойной победы "восьмерок" на этапе европейского первенства были единодушны: "Ваши ребята сделали со своими машинами какое-то чудо!" Кроме того, помогла тольяттинцам и сама испанская трасса, на которой Фолланд не мог полностью использовать всю гигантскую мощь своего 550-сильного "Ауди".
Как бы то ни было, победа в Испании вновь пробудила надежды. Поезд еще не ушел, до финиша чемпионата оставалось три этапа, и в случае успешного выступления в Латвии, Австрии и Италии оба, и Котелло, и Джежела, сохраняли шансы — пусть призрачные — даже на призовые места.
Забегая вперед, скажем, что за два дня, проведенные нами под палящим латвийским солнцем, все участки кожи, не прикрытые одеждой, приобрели стойкий красно-коричневый цвет. Но ни одной капли дождя, не говоря уже о гипотетической буре. так и не упало на раскаленную землю. К сожалению, то же можно сказать и о борьбе на трассе — бури мы не дождались.
Двое суток — сразу после "здравствуйте!", а то и вместо — мы выслушивали одни и те же слова: "Где же ваши? Почему не приехали русские?" И кто бы ни говорил их, на лицах гонщиков, механиков, зрителей или чиновников было написано грустное недоумение: "Что же вы, ребята? Мы так старались..."
В такой ситуации веселиться полагалось по крайней мере одному человеку — Фолланду. В отсутствие своих испанских обидчиков из России и единственного оставшегося оппонента в споре за европейское золото Клауса Швантеса Рольфу предстояла в Бауске легкая прогулка. Но немец, к нашему удивлению, был задумчив: "Я слышал, у ваших ребят какие-то трудности с визами? Нет? Ну тогда это просто — деньги. Финансы сейчас — главная проблема И не только в России. В Европе — кризис, а экономические бедствия, как известно, на бедных отражаются сильнее, чем на богатых. Вот автокросс и страдает. Ведь трудно найти вид автогонок беднее, чем наш".
Откровенно говоря, глядя на битком забитые трибуны автокроссового стадиона в Бауске, на тысячи людей, расположившихся шумным лагерем около трассы, на автобусы латвийского телевидения, на напряженные лица организаторов ("Извините, пожалуйста, вход на главную трибуну будет закрыт. Должен приехать сам президент Ульманис!"), трудно было разделить пессимизм чемпиона Европы. Третий год подряд приезжаем мы в Бауску и не устаем удивляться: в 1992-м зрителей на трибунах было много, год назад их стало еще больше, и тем не менее на этот раз болельщиков на трассе "Муса" значительно прибавилось. Просто удивительной популярностью пользуется в Латвии автокросс. "Завидую я здешней публике, — сказал накануне старта вице-чемпион Европы португалец Луиш Рибейру. — И каждый раз с удовольствием сюда приезжаю. Прекрасный стадион, настоящие трибуны, есть где помыться, поесть, отдохнуть. Видели бы вы "стадионы" у нас в Лусаде, в Италии, Франции — два дощатых сарая на краю поля..."
Но, несмотря на восхищение самих участников, число их в последнее время заметно сократилось. Год назад в Бауску приехали 13 гонщиков с автомобилями группы Д-2 из пяти стран. Нынче — дюжина из четырех. Не беда, скажете вы, стоит ли горевать из-за одного человека! Может и не стоило бы, если бы не одна закавыка — в восьмом этапе чемпионата Европы участвовал один немец, один чех, один итальянец и девять латышей...
Естественно, что эти участники национальных первенств и не помышляют о европейском золоте. А потому чемпионат начинает несколько напоминать ситуацию, когда матерые асы-футболисты свободным вечером играют во дворе с соседями. На пиво.
Вот и в победе Фолланда в Бауске почти никто не сомневался. Единственный, кто мог отнять победу у Рольфа — Гинтс Буйанс: все же "Лянча-Дельта-Интеграле" латыша уступала "Ауди" "всего-то" пару сотен "лошадок". Да и то, "отнять" — сказано слишком громко. Притаиться за спиной чемпиона Европы и ждать подарка судьбы — так будет, пожалуй, вернее.
Но чуда не произошло, и, к великому огорчению зрителей, все три иностранца расположились на призовых местах в полном соответствии со сложившейся в чемпионате иерархией — Фолланд, Ливио Романизио, переквалифицировавшийся в этом сезоне в "кузовщики" из баггистов, и чех — Ладислав Брожек. Буйанса же судьба вместо подарка, каким наградила его на этой трассе год назад, "осчастливила" очередной поломкой — в финале после первого же поворота его "Лянча", слегка боднув желтый "Ауди" лидера, прекратила борьбу.
Впрочем, хватит о грустном, а то наши читатели, чего доброго, решат, что дни европейского автокросса сочтены. А это совсем не так. Во всяком случае, что касается группы Д-3, то есть багги.
Как это ни странно, кризис, который поразил "кузова", на другой автокроссовой дисциплине никак, похоже, не отразился. Наоборот! С какой стороны ни посмотри — количество участников (в Бауске их было почти два десятка), технический уровень автомобилей, напряжение борьбы за чемпионскую корону (за два этапа до финиша девять гонщиков сохраняли шансы на призовые места и четверо — на золото) — кросс на багги даст сто очков вперед своему "кузовному" собрату. "Бедняки" здесь редкость. Так, австриец Херберт Раммель пользуется поддержкой фирмы "Термотон", братья Рибейру сами владеют заводом, немец Вальтер Эбелер раскрасил свой огромный прицеп в цвета отцовской сети магазинов женской и мужской одежды.
Российскую же автомобильную федерацию на такой шаг вряд ли подвигнут даже семь лет без призовых мест. Впрочем, дело-то далеко не в РАФе, который не спешит "помочь материально" своим спортсменам. А скорее в самих спортсменах. По нашему глубокому убеждению, если ты занимаешься бегом, прыжками, автогонками или перетягиванием каната, ты обязан стремиться стать лучшим в мире. Если же сразу после победы в районе, городе или стране в твоей голове начинает складываться олимпийский принцип "главное — не победа, а участие", — пиши пропало.
"Как ваши ребята обидели всех нас, — с горечью говорил один из главных организаторов этапа в Бауске Гурий Булле. — Мы ведь сделали все возможное, с визами проблем не было. Порядочные люди хотя бы позвонили, предупредили — извините, мол, приехать не сможем..."
Говорят, единственный, кто выехал-таки в Латвию, был Игорь Черноиванов. Но уже в пути встретил товарищей-кроссменов. "Зачем тебе в Бауску? Поехали лучше в Арзамас, там коммерческий кросс!" И Игорь повернул в Арзамас. Так говорят.
Какая уж тут буря. Скорее, вспоминается притча классика о соколе и уже.
Источник: Журнал «АМС», №10, 1994