«Синее море, лазурное небо и белый песок. Картинка!» — как говаривал один из героев Жан-Поля Бельмондо. И в самом деле, Лонг-Бич, южный пригород Лос-Анджелеса, удивительно красивое местечко. И городские власти делают все, чтобы заманить в этот райский уголок Америки как можно больше туристов. Для этого они в свое время купили один из самых больших в мире океанских лайнеров — «Куин Мери» и превратили его в гостиницу. Потом восемь лет подряд в Лонг-Бич разыгрывался Большой приз США в формуле 1. Но, очевидно, интерес к первенству мира оказался не таким высоким, как ожидалось, и с 1984 года на улицах «Длинного Пляжа» проводится этап чемпионата CART.
Берег залива Сан-Педро оказался гостеприимным для индикаров. Много усилий к этому приложили и организаторы. Неудивительно, ведь в штаб по проведению гонки вошли такие корифеи американского автоспорта, как Дан Герни и Фил Хилл. А вскоре состязания взяла под свое покровительство японская «Тойота» (ведь рынок Калифорнии — лакомый кусочек для любого автозавода). И этап в Лонг-Биче стал одним из центральных событий сезона CART.
И все же с самого начала «коренные американцы» чувствовали себя на нем не слишком уютно. Им, привыкшим к широким трекам, было несколько тесновато на набережных и узких бетонных коридорах, в которые превращались во время гонки улицы Лонг-Бича. Больше же других пришлось по душе городское кольцо пилотам, которые уже опробовали его на машинах формулы 1. Так, трижды первым здесь был Марио Андретти — победитель Гран-при США 1977-го и серебряный призер следующего, 1978 года.
Вот и на этот раз основными фаворитами Большого приза «Тойоты» считались бывшие соискатели мировой чемпионской короны. Интересно, что из 28 участников квалификационных заездов ровно четверть в свое время стартовали здесь в Ф1. Это Роберто Гереро, Дэнни Салливэн, Рауль Боэзел, Эдди Чивер и три чемпиона мира — Андретти, Фиттипальди и Мэнселл.
«Моя спина все еще болит, а потому я надеюсь, что мне предстоит сегодня не слишком много работы»,— говорил после первого дня квалификационных заездов Найджел Мэнселл, установивший лучшее время дня. Однако в субботу утром его результат превысил еще один «инвалид» — Пол Трейси. Чемпион мира получил травму на предыдущем этапе в Финиксе за рулем гоночного автомобиля, а вот «канадский вундеркинд» проявил элементарную неосторожность — растянул лодыжку, упав с велосипеда.
Как ни странно, но именно эти двое «пострадавших» и возглавили стартовый лист гонки. Мэнселлу все же удалось опередить Трейси: «Много было «поулов» в моей карьере, но сегодняшний, вероятно, лучший. Он так важен для меня!» Остальные превзойти Пола не сумели и были очень недовольны. «Только мы отладили как следует машину и стали думать о лучшем времени, как сломалась клапанная пружина»,— негодовал Ал Анзер-младший, дважды побеждавший в Лонг-Биче. Расстроен был и Бобби Рейхол: 11-е место на старте для действующего чемпиона CART — достижение не ахти какое. Впрочем, даже его время было лучше, чем прошлогодний результат победителя квалификации. К тому же первые тринадцать пилотов уложились менее чем в секунду. В формуле 1 этот разрыв обычно в три-четыре раза больше. Итог квалификации подвел Эмерсон Фиттипальди, под занавес сумевший добиться третьей позиции. Как всегда, он был оптимистичен: «Сегодня отличный день! Машина вела себя прекрасно. Думаю, завтра у меня будут хорошие шансы».
Однако бразилец оказался плохим пророком. Едва лишь началась гонка, как на его автомобиле обнаружился таинственный недостаток — не желало расти давление наддува. Уже после 16 кругов Фитти отставал на круг, и, хотя механики устранили неисправность, потерянное время наверстать не удалось.
Уже в самом начале состязаний поколебались позиции и двух других чемпионов мира. Мэнселл еще накануне предупредил своих соперников, что ни за что не повторит ошибку, которую допустил на старте первого этапа. «Я был слишком добрым и глупым, уткнувшись носом в «пейскар». Завтра этого не будет, обещаю вам, господа!»— говорил он, улыбаясь в усы. Однако гонки «индикаров» вновь повернулись к чемпиону мира неизвестной ему стороной. После круга прогрева «пейскар» не ушел в боксы! Едва лишь машины тронулись, столкнулись «Лола» Андретти и «Пенске» Юханссона, и главный судья распорядился вывесить желтые флаги.
Четыре круга Мэнселл, нервничая, ждал, когда уберут обломки разбитой машины шведа и когда, наконец, перестанет маячить перед ним ненавистный «пейскар». Но когда это на пятом круге произошло, тут как тут оказался Трейси. Пришпорив свой красно-белый «Пенске» чуть раньше, чем соперник, канадец в плавном правом повороте по внешней стороне мощно и красиво вышел вперед.
Этот день был «днем Трейси». Двумя годами раньше новоиспеченный победитель серии «Инди Лайте», американского аналога формулы 3000, впервые вышел на старт этапа CART. И теперь Пол неудержимо рвался к своей первой победе. Ничто не могло его удержать — даже дважды проколотая шина! Оба раза — на 36-м и на 61-м круге канадец невозмутимо (казалось даже, не сбавляя скорости!) доезжал до боксов и возобновлял гонку на седьмом и шестом местах соответственно. «Когда я в первый раз почувствовал слабую вибрацию и увидел в зеркало сходящую с обода шину, сердце у меня ушло в пятки,— комментировал Трейси свое состояние во время гонки.— Третий раз подряд сход! А ведь перед началом сезона я был твердо уверен, что и команда, и автомобиль, да и я сам способны побеждать. Страшно горд, что все-таки не ударил лицом в грязь!»
К сожалению, немногие из его коллег смогли бы повторить последнюю фразу канадца после гонки в Лонг-Биче. На 55-м круге Ал Анзер предпринял попытку отнять у Мэнселла второе место. Однако сэр Найджел встретил его не слишком приветливо. «Никто никогда не блокировал меня так грубо, как это сделал англичанин,— негодовал на финише Анзер.— Он прекрасно видел, где я, и спокойно мог избежать столкновения». Но чемпион мира не смог или не захотел этого сделать, и «Лола» Ала-младшего, лишившись правого переднего колеса, беспомощно уткнулась в бетонную стену в очень опасном месте — на выходе из поворота.
То были лишь цветочки. Спустя всего четверть часа разразился настоящий скандал. В одном из поворотов столкнулись автомобили Эдди Чивера и Робби Гордона. Первый смог продолжить состязания, а вот для второго гонка закончилась. Гордон, которого уже сейчас называют восходящей звездой, по-видимому, посчитал инцидент не исчерпанным и, подождав, пока обидчик вновь появится в этом повороте, сделал в его сторону неприличный жест. Но и этим дело не кончилось — спор завершился в боксах после финиша серьезной ссорой.
Пришлось вмешаться главному судье CART Далленбаху. За «неспортивное вождение и неспортивное поведение» оба были условно дисквалифицированы — Гордон на год, Чивер на полгода. Кроме того, Робби пришлось уплатить штраф в 5000 долларов. Какой позор для шефа команды — Эй Джей Фойта! Ведь Гордон выступал на автомобиле под легендарным номером 14, навечно закрепленным за Фойтом и его командой.
Но и этими инцидентами неприятности не ограничились. Еще один виновник аварии — Ари Линдик получил годичный «исправительный срок» и пять тысяч штрафа за столкновение с новичком Марком Смитом. Скотт Гудьир и Дэнни Салливэн за время гонки умудрились трижды нарушить строгое правило CART — в «пит-лей-не», «гаражном переулке», соединяющем боксы команд, скорость не должна превышать 112 км/ч. Трижды их наказывали методом «стоп-энд-гоу» («остановись и езжай»), а это автоматически влечет за собой штраф в размере все тех же пяти тысяч.
И наконец, последним провинившимся водителем стал Стефан Юханссон. В первых двух гонках сезона ему никак не удавалось отладить новенький «Пенске», полученный из Англии буквально накануне австралийского этапа. И вот когда казалось, что для «Новичка года» прошлого сезона забрезжил свет в конце тоннеля — отличное пятое место на старте, лучшее в его «инди»-карьере — обидная авария в самом начале гонки. Вконец расстроенный, швед забыл еще одно правило CART—не бродить по «пит-лейну» пешком. И немедленно был наказан — минус 500 долларов.
Вот так, под знаком аварий, штрафов, взаимных обид и ссор, проходил третий этап «Всемирной серии PPG Инди Кар», которая традиционно считается образцом порядочности в автогоночном мире. Старик Эй Джей наверняка скажет, что почти половина пилотов — иностранцы, да и гонка проходила не на треке — вот где корень всех зол. Справедливо ли это? Судить не берусь. Тем более, что в прошлом в истории «самых американских, самых трековых» гонок в мире бывало, что владельцы команд, стремясь не допустить победы конкурента, отбирали у судей желтые флаги. Так что пай-мальчики и сами не без греха.
Источник: Журнал «АМС», №8, 1993