Естественно, что эта тема не осталась без внимания почтовых ведомств многих стран и достаточно полно отражена в филателии. Причем ситуация здесь такая же, как и с другими марками на автомобильную тему: чаще всего их выпускают страны, где нет и не было ни таких гонок, ни таких автомобилей. Исключением можно считать единичные марки Франции, Сан-Марино, на территории которых как раз и проводятся соревнования на спортивных машинах.
В историю автоспорта уводит марка Сан-Марино 1987 года (1). Она посвящена 60-летию знаменитой гонки «Милле-Милья» (1000 миль). Трасса этих соревнований спортивных автомобилей проходила по обычным дорогам, и уже в конце 50-х годов «Милле-Милья» была запрещена. Никогда трасса не пересекала границы крошечного государства Сан-Марино, но нет сомнений, что половина населения этой республики устремлялась в итальянский город Римини, расположенный всего в десятке километров от границы, чтобы увидеть знаменитую гонку.
На марке Сан-Марино изображен фаворит последней в истории гонки «Милле-Милья» 1957 года англичанин Стирлинг Мосс на сверхмощном (для того времени) 4,5-литровом 400-сильном «Мазерати». К сожалению, Мосс не сумел проехать и пяти минут, как у него «закусило газ», и он улетел с трассы.
Еще одно состязание, нашедшее отражение в филателии,— 24-часовая гонка в небольшом французском городке Ле-Ман. Первое подобное соревнование состоялось здесь еще в 1923 году. Полувековому юбилею Ле-Мана посвящена французская марка 1973 года (3). Сюжетом ее стал типичный спорт-прототип того времени — «Матра-670» мощностью 450 л.с. На ней Грэм Хилл и Анри Пескароло выиграли в 1972 году, когда художник только решал, какую машину сделать героем своей марки. Он оказался неплохим пророком: в июне 1973 года, когда марка гасилась специальным штемпелем в почтовом отделении Ле-Мана рядом с трассой, точно такая же «Матра» стремительно неслась к победе. И снова выиграла соревнования, пройдя несколько тысяч километров со скоростью свыше 200 км/ч. Юбилею Ле-Мана республика Мали посвятила целых три марки, на которых представлены эпизоды гонки разных лет. На одной из парагвайских марок 1972 года можно увидеть предшественницу описанной машины — спортивный автомобиль «Матра-650» (6) образца 1969 года.
Другая марка Парагвая (4) представляет один из самых результативных спортивных прототипов конца 60-х — начала 70-х годов — «Порше-917» с 12-цилиндро-вым мотором рабочим объемом пять литров. Некоторые его варианты развивали мощность до 1100 л.с. и впервые оборудовались электронной антиблокировочной системой тормозов. На монгольской марке 1978 года (5) показан еще один знаменитый «Порше» — модели 936 с двухлитровым мотором мощностью 500 л.с. Тогда же на трассах появились первые японские имена. Так, спорт-прототип, изображенный на марке Монголии из этой же серии (2), оснащен роторно-поршневым мотором «Мазда», казавшимся тогда весьма перспективным, но не добившимся существенных результатов. Важнее на этой марке задний план — итальянская «Альфа-Ромео-33SC12» — чемпион мира 1977 года среди марок спортивных автомобилей. Правда, монгольский художник изобразил машину не в традиционных алых цветах миланской фирмы, а в каком-то сине-зелено-белом костюме. Впрочем, и одеяние «Порше-936» на предыдущей марке лишь отдаленно напоминает белое с элегантными сине-черно-красными полосами платье команды «Мартини Рэйсинг».
Источник: Журнал «АМС», №12, 1993