Очевидно, можно в нынешней Италии найти такое же сказочно тихое местечко, какое увидел Максим Горький почти сто лет назад. Только вряд ли стоит искать его поблизости от Кампаньяно, Мизано Адриатико или Маджионе, где расположены автогоночные трассы, принимающие у себя национальный чемпионат по "кузовному" кольцу. Но именно здесь произошла история, которую великий писатель, родись он на сто лет позже, обязательно использовал бы как сюжет для одной из своих романтичных и поучительных сказок.
Об участии заводской команды ВАЗа в CIVT — Кампьонато Итальяно Велочита Турисмо — наш журнал рассказывал уже не раз. В первом номере за 1993 год мы писали о том, как на высокой ноте — победой Владимира Егорова в Монце — завершили вазовцы предыдущий сезон. А нынешней весной тольяттинская команда отправилась в Италию, не просто руководствуясь олимпийским принципом «не победить, а участвовать», а одним из фаворитов.
Этому немало способствовал уход Джанкарло Наддео и Марко Барончини — лидеров класса А4, в котором выступает наша команда. Оба итальянца решили попытать счастья в других классах, а в А4 однозначных лидеров не осталось. Правда, ушел и лучший вазовский «итальянец» Егоров, однако Борис Маслов и Сергей Гурьянов уже поднабрались опыта на трассах Апеннинского полуострова, а у нас в России они Владимиру и раньше не уступали.
Кроме того, мучения с новым автомобилем ВАЗ-21083-07 явно подходили к концу. 1600-кубовый мотор с 16-клапанной головкой цилиндров и системой впрыска топлива, разработанной немецкой фирмой «Кноблох», развивал 150 л.с., что позволяло как минимум на равных соперничать с одноклассниками — «Тойотой-Королла», «ФИАТом-Уно-турбо», «Сузуки-Свифт».
Конечно, слабые места еще оставались, ведь работа по доводке гоночного автомобиля практически не прекращается никогда. Самым серьезным недостатком мотора оставались металлургические дефекты в итальянском литье головок цилиндров и неполадки в работе системы впрыска.
Именно отказ насоса высокого давления в этой системе лишил шансов Гурьянова в первой же гонке — 18 апреля на «Аутодромо ди Валлелунга» в местечке Кампаньяно, недалеко от Ридла.
На старт почти 60-километровой дистанции (18 кругов по 3242 метра) Маслов и Гурьянов вышли, показав третье и четвертое время. Сразу стало ясно, что оптимизм вазовцев был оправдан. И хотя Сергея подвел насос, Борис после половины дистанции уверенно занимал второе место и стремительно — по полсекунды на круге! — накатывался на лидера, «Тойоту-Короллу» Джованни Оньо. Он даже показал лучшее время круга, превысив результат обладателя «поул-позишн» (128,69 км/ч). Однако в Валлелунге сказке еще не суждено было стать былью — за шесть кругов до финиша у «Самары» обломилась ступица.
И все же на следующем этапе, на автодроме «Санта-Моника» в городке Мизано Адриатико, близ Форли, Маслов вышел-таки в лидеры. С утра шел дождь, к половине шестого вечера, когда дается старт заезду автомобилей классов АЗ/А4, самого позднего в программе гоночного дня, он нехотя прекратился. Вазовцы обули «полумокрую» резину и со старта вырвались вперед. Но выглянуло солнышко, и трасса стала быстро подсыхать. Гурьянов к этому моменту выбыл из борьбы, как потом выяснилось, сказалась та самая трещина в головке цилиндров — дефект литья. А Маслов отчаянно отбивался от атак двух «ФИАТов-Уно» Давида Бернаскони и Марио Ольдани. В конце концов на подсохшей трассе Борис уступил и финишировал третьим. Что ж, место на пьедестале — совсем неплохо. Но каково же было удивление тольяттинца, когда судьи пригласили его не на третью, а на самую верхнюю ступеньку! Оба ФИАТА были дисквалифицированы за использование не разрешенного правилами промежуточного охладителя наддувочного воздуха. Так «самары» добыли свою вторую победу в Италии. Но, как выяснилось, главные события были все еще впереди.
До следующего этапа, который проходил на автодроме имени знаменитого итальянского гонщика 20-х годов Баконина Борзаккини в предместье Перуджи, городке Маджионе, времени было достаточно—целых две недели. И команда ВАЗа посвятила его устранению всех недостатков. ««Основное внимание мы уделили трещинам в головке цилиндров,— сказал ведущий инженер «конюшни» «тольяттинский Джон Барнард» Евгений Николаевич Понятенко.— Очень нам в этом помог бывший гонщик и классный инженер-конструктор Александр Пономарев. Кроме того, удалось наконец отладить систему впрыска. Так что в Маджионе мы ехали с тайной надеждой на победу».
Уже контрольные заезды показали, что надежда эта не лишена оснований, а по результатам квалификации «самары» заняли первое и второе места на старте, причем Маслову удалось установить рекорд. Он первым в классе А4 преодолел 1650-метровое кольцо быстрее, чем за минуту.
Правда, старт Борису не удался — может, помешало волнение, а может, недостаточно разогретыми оказались покрышки — так или иначе бело-голубая «Самара» под номером 98 пролетела мимо первого же поворота. Маслову удалось выбраться на трассу, но гонку он продолжил шестым.
Автодром в Маджионе — коротенький, с виражами малого радиуса и самой длинной прямой — едва 300 метров. Естественно, что на такой «техничной» дорожке очень многое зависит от мастерства водителя. А с этой точки зрения вазовские профессионалы — лучшие из лучших гонщиков России. Они стоят бесспорно выше итальянских пилотов третьего и четвертого эшелонов. Единственное преимущество хозяев — вкатанность, за сезон они участвуют во многих десятках гонок самого разного ранга. Однако класс — есть класс. На 10-м (из 26-ти) круге Маслов был уже третьим и вскоре настиг «Альфа-Ромео-33» Фаусто Бриндани. А впереди между тем спокойно и уверенно, и с каждым кругом наращивая к тому же отрыв, мчался Гурьянов. Итальянским болельщикам осталось переживать лишь по поводу того, сумеет ли удержать «Альфа» второе место. Не сумела. За полкруга до финиша, воспользовавшись ошибкой явно занервничавшего соперника, Маслов вышел вперед и финишировал вторым, опередив итальянца менее чем на полсекунды.
Сколько радости было в тольяттинском лагере, каким сладким было шампанское на пьедестале! Однако на этом романтическая часть наших сказок об Италии заканчивается и начинается поучительная.
Сразу после финиша гонки коллегия технических комиссаров чемпионата устроила «самарам» детальнейший техосмотр, результатом которого стал серьезный разговор с руководством вазовской команды. «Здесь не было ничьей злой воли,— говорит Евгений Понятенко.— И хотя произошло все довольно неожиданно, судьи поступили гораздо мягче, чем если бы хотели оградить «своих» от посягательств заезжих гастролеров».
Все дело в том, что когда три года назад итальянцы пригласили российских гонщиков принять участие в собственном чемпионате, было достигнуто полюбовное соглашение — приезжайте на машинах национальной регистрации и учитесь на здоровье. Но как только начнете выигрывать — будьте любезны, позаботьтесь о международной омологации в ФИА. Что это такое? Это значит, что двигателей с 16-клапанной головкой и впрыском топлива должно быть выпущено не менее 2500 штук в течение 12 месяцев. И бумага об этом должна уйти в Париж, на площадь Согласия, где находится штаб-квартира Международной федерации.
Естественно, что пока «лады» не претендовали на высокие места, на отсутствие такой бумаги смотрели сквозь пальцы. Но когда после четырех этапов, из которых к тому же вазовцы участвовали лишь в трех, Маслов вышел в лидеры в классе А4, а Гурьянов занял третью строчку протокола, руководство чемпионата развело руками: «Извините, уговор дороже денег! До тех пор, пока мы не получим омологационную карту на ВАЗ-21083-07, участие ваших машин в чемпионате приостанавливается».
Всю эту историю рассказали в закрытом парке «Невского кольца» во время гонки чемпионата России Евгений Понятенко и один из лучших в недавнем прошлом пилотов страны, а ныне руководитель лаборатории кольцевой техники ВАЗа Юрий Кацай. Но — странное дело — на лицах их не заметно было обреченности: «Мы твердо намерены довести дело до конца. К сожалению, мысль о продолжении сезона пришлось оставить — по правилам нужно принять участие в семи из десяти этапов чемпионата, продолжающегося с марта по октябрь. Так что получить омологацию мы уже не успеем. Но еще в этом году будет выпущена партия новых моторов, а к маю планируется изготовить требуемые две с половиной тысячи. Так что бумагу в ФИА можно отправлять уже сегодня. И копить деньги на визит в Италию будущей весной!»
Что ж, пожелаем маленькой кольцевой команде гигантского автозавода, чтобы их «сказки об Италии» стали былью уже в будущем году.
Источник: Журнал «АМС», №12, 1993