«Судите сами,— обиженно говорил один из спортсменов,— за три заезда по жесткой трассе в Подольске полностью сотрется комплект резины. А одно колесо стоит сейчас до 50 тысяч. И машины угробим на ямах, нон ребятам через неделю на чемпионат Европы ехать,— он показал на оставшуюся на прицепе красную багги,— так разобьют подвеску и сделать не успеют».
Рассказывали также о торчащей посреди дороги арматуре, о лужах с «вот таким!» слоем извести на дне, о том, какие камни убирали гонщики, ходившие смотреть трассу. И на дно карьера мы спускались далеко уже не в радужном настроении.
Вот и предмет раздоров. Пожалуй, целиком кольцо просматривается только с горки — стены карьера или с крыши стоящей рядом пожарной машины. Что до покрытия... Позднее мне удалось проехать по кольцу в личной, ничем не защищенной «восьмерке» главного судьи Бориса Карпова. Да, ямы, да, лужи. Действительно, жестко. Действительно, россыпь мелких камней с острыми краями — при желании можно подсчитать вероятность того, что они порвут шины или полетят в идущий сзади автомобиль. Только следует иметь в виду, что это известняк, который, по понятиям геологов, довольно мягкий. Впрочем, отдаю сие на суд специалистам. «Ехать же можно!» — горячился Борис Карпов.
Ему было отчего горячиться. Лет тридцать назад здесь прекратили добычу известняка, и до 1991 года этот карьер использовали как городскую свалку. До сих пор используют, несмотря на запреты. А два года назад на соседнем цементном заводе Карпов выпросил бульдозер, расчистил трассу, организовал спортивно-технический комплекс «Каньон», принх пся благоустраивать карьер и проводить авто- и мотокроссы и даже детские соревнования.
Поиск спонсоров, работа судей на кроссе, покупка, а то и изготовление немногочисленной атрибутики — тех же стартовых флагов — являются исключительно заслугой СТК: Карпова, исполнительного директора, секретаря, бухгалтера и электрика. Что касается многих бытовых неудобств, например отсутствия гостиницы,— в распоряжении организаторов были своих» 270 тысяч да стартовые взносы, на которые особо не размахнешься. Тем более, что только денежные призы составили около 200 тыс. рублей.
Чтобы не сорвать гонки, пришлось еще раз прогнать по трассе три бульдозера, из-за чего старт в субботу сильно задержали. И вот, наконец, воскресенье, финальные заезды.
Неожиданностей в этот день не было: многие заранее называли победителей. Но гонка всегда захватывает, особенно кросс, где на контактную борьбу смотрят сквозь пальцы. Вот Николай Коротенко, единственный стартовавший тольяттинец, обходит на коротком прямике Константина Колобкова, загнав его вбок, и через некоторое время останавливается, не закончив круга. После гонки его машину уберут трактором и она будет тяже..о плестись за ним, совсем как больной человек. Из-за поворота появляется «восьмерка» Вячеслава Климкина из Рязани. Он продолжает гонку со смятым капотом, а на последнем круге машина не выдерживает и Вячеслав вынужден сойти. Обидно. Мимо проносится пензенец Сергей Самсонов. На двери водителя глубокая вмятина, однако ни разу Сергей не уступает лидерства и финиширует первым.
Финальный заезд багги с объемом двигателя 3500 см3. Здесь гонку повел Алексей Шаров. Еще бы, с двигателем «Порше»! Правда, не с новым, однако позволившим памного обогнать даже занявшего второе место Юрия Самохина. А вот третьим после упорной борьбы стал Александр Галин из Уфы.
Багги с двигателем 1300 см3 всегда казались мне слишком хрупкими, да простят мне азартные спортсмены, вполне доверяющие своим машинам. Фарид Батретдинов из Набережных Челнов в первом же швороте переместился со второго места на последнее и всю гонку отыгрывался. Он финишировал третьим. Его земляк Ильгиз Мустафин сумел проехать первым все десять кругов. Ему хватило времени даже на то, чтобы загнать Федора Дивина на бровку, постоять некоторое время, а потом, справившись с развернувшейся машиной, всех обойти на целый круг.
Конечно, жаль, что зрители так и не увидели борьбы сильнейших гонщиков России: Бориса Котелло, Владимира Бузланова, Игоря Крюкова. Быть может, они погорячились с оценкой трассы — на все воскресенье четыре проколотых колеса и ни одного разбитого камнями стекла? А не может ли быть так, чтс вся суета — хитрый маневр тольяттинцев? Перебаламутили народ, зная, что чемпионат России состоит из шести этапов, в зачет идут три лучших результата, а следующий этап — в Тольятти...
Уже под конец соревнований передавали слова одного из именитых: «Нет, трасса не подходит»,— страсти не умолкали. Только кипеть бы им на «кольце», а не вокруг него.
И еще один вопрос вертится на языке: почему трасса, соответствующая стандартам, оказалась подходящей и для московского пролога марафона «Париж — Москва — Пекин», и для прошлогоднего чемпионата России и почему эта же трасса оказалась совсем не пригодной теперь?
Источник: Журнал «АМС», №12, 1993