Тем временем на заводе в экспериментальном цехе ЗИЛ-4421 С готовили к сезону. Внешне он не изменился, но похудел на 150—200 килограммов, в том числе и за счет установки уменьшенного по литражу бака, из которого при торможении через форсунку поступает водяная пыль для охлаждено дисков. Кстати, машину оснастили задними дисковыми тормозами, но система охлаждения их не предусмотрена. Кабина немного выросла — таковы технические требования комиссии кольцевых гонок на грузовиках ФИСА. Из других изменений отметим трг. Зиловцы приобрели электронную систему управления впрыском топлива производства фирмы ’’Лукас". Задний мост имеет теперь другое передаточное отношени" — 3,42.
Смонтирована более совершенная, чем прежде, автоматическая коробка передач, что обещало лучшую динамику разгона.
Трудно сказать, как сложились бы для Александра Маркина первые три этапа, если бы не наша традиционная спешка, из-за которой так и не удалось установить и настроить систему впрыска, а также невнимание к мелочам. На трассу Брандс-Хэтча близ Лондона зиловцы прибыли только накануне тренировки. А на техническом осмотре выяснилось, что в конструкции машины не соблюдено одно требование — обода двух внешних колес на задней оси должны быть стальными, а у московского тягача они были из алюминиевого сплава. Пришлось срочно искать стальные обода. К субботе, когда состоялась первая гонка, найти их не удалось. Александр Маркин вынужденно оказался в роли зрителя.
В воскресенье ЗИЛ был готов к соревнованиям второго дня. Маркин стартовал, естественно, из последнего ряда. С каждым кругом он улучшал свою позицию и, наконец, уперся в четверку гонщиков, трое из которых по итогам прошлого сезона заняли места в турнирной таблице выше его. Это француз Жерар Кине ("Мерседес-Бенц"), немец Ханс-Георг Мартвитц (МАН), испанец Мануэль Сантос (МАН) и датчанин Т. Холстег ("Скания"). В таком порядке они и закончили заезд. У Маркина, как и в прошлом сезоне, снова пятое место. Любимица местных зрителей англичанка Хита Бейли выступала на втором ЗИЛе, но, к сожалению, в обоих заездах не закончила дистанцию.
Затем Маркин стартовал в так называемом утешительном заезде, в котором были представлены гонщики всех трех классов машин, занявшие в своих заездах места ниже четвертого. Александр опять-таки начинал из последнего ряда, но в итоге финишировал вторым, уступив только немцу Ханцу Денхарду на "Мерседес-Бенце" самого тяжелого класса.
После соревнований наш гонщик жаловался на то, что не успел привыкнуть к новой автоматической коробке передач, что мотору, как и прежде, не хватает мощности и динамики разгона при выходе из поворотов. Нужно было срочно менять прошлогоднюю электронную систему подачи топлива на приобретенную "лукасовскую". Однако специалисты из этой фирмы заявили, что из-за нехватки времени (до второго этапа во французском Дижоне оставалось 20 дней!) они настройкой своей системы заниматься не будут и в лучшем случае сделают это к четвертому раунду Кубка ФИА. Как раз когда, возможно, войдет в строй английский гонщик.
Пришлось Александру Маркину выступать на машине со всеми ее прежними "болезнями". В Дижоне он снова пятый на тренировке. И в первый день так лихо начал заезд, что уже после старта вышел на четвертую позицию Казалось, что именно эта гонка станет самой успешной для Маркина, поскольку ему удалось вклиниться в тройку лидеров. Но неожиданно его ЗИЛ заюлил по трассе, выбрасывая клубы дыма из-под задних колес — их заклинило. Машина стала неуправляемой и вылетела в песчаную ловушку. Оттуда самостоятельно Александр выбраться не смог.
Во втором заезде снова, как и на старте в Бранде-Хэтче, непростительная оплошность. Технические комиссары обнаружили, что протектор на передних колесах тягача Маркина стерт до пролысин. Неужели механики не могли заметить это заранее? Так или иначе, наш гонщик во второй раз не был допущен к гонке.
Третий раунд Кубка через три недели проводился в Италии на трассе Мизано. Маркин снова пятый в тренировочном заезде. И в первый день показал пока лучший результат нынешнего сезона — четвертое место вслед за Жераром Кине, Хансом-Георгом Марвитцем, Мануэлем Сантосом. Как видите, все те же лица, все те же "мерседесы" и МАНы, которых Александру обойти пока не удается. Во второй день Маркин занял свое дежурное пятое место, что дало ему право стартовать в суперфинале вместе с 14 сильнейшими спортсменами из всех трех классов машин. Незадолго до финиша, когда он шел девятым, пришлось прекратить борьбу — развалилась шестерня газораспределения.
Кстати, на этапе в Италии впервые в нынешнем году появился гоночный КамАЗ с двигателем "Камминс". Дебют, к сожалению, оказался неудачным — сходы по техническим причинам. ЗИЛ это уже проходил.
Впереди у участников Кубка ФИА еще семь этапов. Как и в прошлом году, они финишируют на трассе "Харама" в Испании.
Источник: Журнал «АМС», №7, 1993