Любители лишний раз обратить внимание на свой почтенный возраст обычно вспоминают, правление скольких царей, генеральных секретарей или президентов они пережили. У устроителей «Гонки звезд» в этом смысле тоже есть своя история. Но, думается, не стоит считать смены доса-афовских генералов на посту председателя бюро президиума «добровольного» общества, неизменно занимавших положенное по статусу почетное место в ложе на трибунах ипподромов.
Лучше посчитаем «звезды». Ничего удивительного, что фамилий тех знаменитых трековиков, что стартовали в первой гонке 78-го года, в нынешней программке не значилось. Правда, четыре года спустя, когда на стадионе в Измайлове блистали мастерством Николай Больших, Степан Васильев, Константин Антропов, Валерий Сажин, болельщики не могли не обратить внимание на молодого гонщика из Ижевска, который отчаянно сражался в перезаеэде за третье место с Владимиром Гольцовым. То был Владислав Штыков — по стартовому протоколу-93 старейший участник «Гонки звезд».
Теперь рядом с ним оказались уже другие, но не менее титулованные гонщики — чемпионы СССР и России, все больше мастера спорта международного класса. Как в былые времена, из 16 участников на место победителя претендовало по меньшей мере десять.
По обыкновению гонка началась за день до открытия соревнований — на тренировке. Пытаясь определить приоритеты, тренеры, механики и заядлые болельщики — любители прогнозов то и дело щелкали секундомерами... Тщетно. Ипподром оказался настолько скользким, что больше напоминал ледяной желоб для бобслея, чем трековую трассу. Шутка ли, времена на круге совпадали буквально секунда в секунду.
Пожалуй, только астрологи, а они-то в звездах разбираются, и могли строить прогнозы. Однако в гороскопе тоже не нашлось ничего конкретного. Двукратному победителю «Гонки звезд» тольяттинцу Борису Маслову следовало исключить на уикэнд любовные приключения во избежание чрезмерных расходов. Его партнеру по «вазовской» команде Юрию Боровикову вообще советовалось избегать каких-либо контактов с женщинами. Лишь намек на то, что в поездках возможны неприятности, можно было отнести к предстоящему соревнованию. Впрочем, об этом Юрий мог догадаться и без гороскопа, получив от организаторов стартовый номер 13. Чемпиону России нынешнего года Омару Кахишвили знатоки звезд сулили напряженную работу и при этом выручку меньше обычной. Виктору Козанкову советовали действовать быстро, обещая материальный успех и одновременно предостерегая известного московского кольцевика об опасности пустить деньги на ветер. Ну а Александра Орловского и Виктора Малюшитского в этот день ждали разочарования в отношениях с любимыми, да и только. Сергею Успенскому же непременно перед любым делом надо было не забывать о гигиене. К слову, на старте его машина выглядела изрядно помятой, но вполне чистой. Ренас Мухаметзянов не должен был позволять себе злорадства по отношению к неудачам противника, и это напутствие, пожалуй, оказалось ближе других к теме. Но самое интересное, что почти всем знакам зодиака настоятельно рекомендовалось отложить всякие поездки и остерегаться простуд (наверное, единственное ценное замечание, особенно если учесть, что гонщики из машины выскакивают на двадцатиградусный мороз в мокрых от пота комбинезонах). Между тем, ездить разрешалось только Юрию Макарову, который как раз оказался среди запасных участников. Повезло Александру Белову. Прогуливаясь по трассе, он раскопал в сугробе подкову. Многие тут же поспешили с поздравлениями. Правда, сам Саша расценил находку критически: «Видите,— говорит,— даже лошадей на лед без шипованных подков не пускают. Кататься нам здесь как мыло в эмалированной ванне».
Не углубляясь в дебри астрологии и суеверий, одно можно было сказать с уверенностью: пятнадцатая «Гонка звезд» пройдет под знаком верблюда. Трибуны, машины и победный подиум запестрели цветами новых генеральных спонсоров — французских фирм «Кэмел» и «ЭЛФ нефтегаз». Хорошо знакомую любителям автомотоспорта аббревиатуру 3. П. (закрытый парк) на соревнованиях в Раменском один из остряков расшифровал как зоопарк. Что ж, были основания — вокруг да около, кругом изображение знаменитого одногорбого «кэ-мела». А если серьезно, главным организаторам — редакции «За рулем» и Раменскому автопредприятию — стоило позавидовать: все-таки сотрудничество с весьма уважаемыми в мире автоспорта фирмами, которые финансируют, между прочим, и «королеву гонок» — формулу 1, не только выгодно, но в какой-то мере и почетно.
Строго по расписанию в 12 часов судья дал старт. Самой удачной для разгона оказалась ближняя к трибунам дорожка, попав на которую гонщики непременно устанавливали автомобиль так, чтобы правое колесо находилось прямо на снежном бруствере. На снегу-то пробуксовка значительно меньше. Старт стартом, но уже в первом вираже начиналась полная неразбериха и толкучка, будто в часы пик на трамвайной остановке. Толком выигрышную траекторию прохождения поворотов никто из гонщиков так и не нашел. Казалось, быстрее можно ехать строго по внешнему виражу в надежде хоть как-то зацепиться за бровку. Но на этом пути подстерегала другая опасность — в рыхлом снегу тут же образовались выбоины, уперевшись колесами в которые машины легко переворачивались или в лучшем случае вылетали за пределы трассы. Зрителям — веселье, ну а спортсменам — лишняя нервотрепка.
Первый кульбит, словно по гороскопу, совершил Юрий Боровиков. Его «восьмерка» проскользила на крыше едва ли не весь вираж. Не избежали переворотов и прочих аварий большинство остальных участников: дважды на крыше побывал Омар Кахишвили, а Владимир Сухов умудрился вылететь с трассы на такой скорости, что достал бетонное ограждение ипподрома. Еще немножко и дотянул бы до ближайшего приусадебного участка.
«Гонка на таком гололеде не подчиняется никаким водительским законам,— заметил между делом наш известный чемпион в кольцевых гонках на «формулах» Александр Потехин.— Борьба идет на удачу, а далеко не все привыкли к такой езде. Мощность двигателя не играет никакой роли — вся она уходит в букс. Не удивительно, что чаще плетутся в хвосте заездов умудренные опытом Штыков, Козанков, Боровиков, Малюшитский. Просто они не любят выступать на авось».
Определить лидера болельщики смогли только к концу четырнадцатого заезда — 23 очка добыл Муха-метзянов. Видно, по совету астролога Ренас и вправду не злорадствовал над неудачами соперников. По идее, он и должен был стать победителем, если бы не одно «но»...
На нынешней гонке появилось существенное дополнение к правилам: после традиционных заездов по таблице шесть гонщиков, набравших наибольшее количество очков, разыгрывают первое место в трех суперфиналах. В общем, единственное преимущество Ренаса перед остальными финалистами — Успенским, Балдыковым, Кокиным, Масловым и Беловым — заключалось только в праве выбора стартовой позиции.
Гонка по сути началась заново. Участники разозлились не на шутку и помчались так, будто это был последний в жизни выход на трассу. В запале проиграл старт с приоритетной дорожки Мухаметзянов, и лидерство досталось Успенскому. Как ни пытались потом достать его тольяттинцы, ничего из этого не вышло. Следующий заезд стал самым драматичным. На вираже один за другим перелетели бруствер Конин, Маслов и Белов, предоставив Мухаметзянову и Балдыкову вдвоем разобраться с лидером. И тут, видимо, не в силах смириться с поражением, Ре-нас делает, казалось бы, невозможное — в красивом, можно сказать, «гольцовском» стиле он запускает свою машину боком еще на подходе к повороту и, элегантно оттолкнувшись от сугроба, выходит на прямую с большей скоростью, чем у соперника... На первом ряду трибун девочка лет трех-че-тырех так отчаянно кричала и топала ножками, что напугала стоящих в ограждении работников милиции.
...Верить ли гороскопам?! Похоже, не зря научали Успенского астрологи соблюдать гигиену — на победном подиуме машина должна быть чистой. Сергей-таки выиграл суперфинал, заставив ошибиться своего главного соперника в последнем повороте перед финишной прямой второго заезда. А дальше уж, как говорится, дело тактики. В третьем финале его вполне устраивало второе место, которое он не уступил ни Маслову, ни Белову, рвавшимся на помощь своему земляку.
Присутствующим на соревнованиях представителям фирм-спонсоров грех было жаловаться. Что и говорить, гонка получилась в лучших традициях «кэмеловской» рекламы. Не удивляйтесь, если вскоре на экранах телевизоров все тот же курчавый парень уже не в тропических лесах, а в окружении белых снегов России прыгнет за руль машины и будет творить чудеса на голом льду. Конечно же, несколько раз перевернется, а потом как ни в чем не бывало заедет в закрытый парк и непринужц 't-но закурит на фоне заходящего солнца.
Источник: Журнал «АМС», №6, 1993