Всемирные игры по видам спорта, обделенным вниманием Международного олимпийского комитета. В их программу среди прочих должны были войти и автомобильные состязания. Затея многим пришлась по душе, но, увы, противников у нее оказалось еще больше. В том числе и в руководстве иных международных федераций. Там опасались, что Всемирные игры могут составить опасную конкуренцию чемпионатам мира. Словом, полностью реализовать амбициозный проект так и не удалось.
Зато какой простор для фантазии открывает это предложение! Уж чего-чего, а помечтать-то мы умеем. Представляете: парад открытия, где под сенью своих национальных флагов шествуют Дидье Ориоль и Ален Прост, Найджел Мэнселл и Колин Мак-Рей, клятва спортсменов, деревня участников и, конечно же, милый истинному любителю статистики подсчет медалей и очков.
Понятно, пышных торжеств автомобильной олимпиады и всамделишных состязаний асов гоночных трасс мы вам обещать в скором будущем не можем. А вот прикинуть, как сложилась бы командная борьба в таких комплексных соревнованиях автомобилистов, вполне по силам. Благо для этого нужно всего ничего: обложиться итоговыми протоколами чемпионатов мира и Европы за минувший год и взять в руки калькулятор.
Так родилась в прошлом году европейская табель о рангах журнала АМС, в которой страны Старого Света расположились в соответствии с результатами своих гонщиков в чемпионатах и кубках, проводимых ФИА. Ее мы опубликовали в третьем номере за 1992 год. Получилось нечто похожее на классификацию европейских сборных журнала «Франс-футбол», широко известную в среде почитателей любимой игры миллионов.
Надеемся, что со временем и наша табель о рангах будет столь же популярна. Теперь же новая встреча в нашем своеобразном клубе статистиков. Напомним, что очки национальным федерациям мы начисляем по следующим шкалам. Чемпионаты мира, их в минувшем сезоне было три: за 1-е место — 20 очков, 2-е — 15, 3-е — 12, 4-е — 10, 5-е — 8, 6-е — 6, 7-е — 4, 8-е — 3, 9-е — 2, 10-е — 1. Тут нет никакой «отсебятины», мы взяли систему начисления очков, принятую ФИА для большинства соревнований. Чемпионаты и кубки Европы: 1-е — 8, 2-е — 6, 3-е — 4, 4-е — 3, 5-е — 2, 6-е — 1.
Наблюдательный читатель наверняка заметил, что для оценки достижений в состязаниях этого ранга мы выбрали ту же шкалу, но при этом отбросили ее верхнюю часть. Как-никак чемпионат мира есть чемпионат мира, и успехи в нем должны цениться поболее.
Да простят нас любители «королевских» видов автоспорта— формулы 1 и ралли, но подсчет очков мы начали с кросса. Ведь именно здесь, да еще в кольцевых гонках грузовиков, бывает, попадаются фамилии наших спортсменов. Прикинуть их результаты тем более интересно, что в отличие от 1991 года рассчитывать можно было только на российских гонщиков. Между прочим, благодаря усилиям тольяттинских кроссменов Г. Соломенцева, Бузланова и Горшкова, а также водителя ЗИЛа москвича Маркина Россия в итоге поделила 10—11-е места не с кем-нибудь, а с Австрией.
Ну а теперь, уняв патриотическое любопытство, можно перейти к нашей табели о рангах в целом.
Как видите, спор за первое место решило единственное очко, которого недосчитались британцы. А вообще соперничество двух автоспортивных сверхдержав в прошлом сезоне напоминало увлекательный теннисный матч за Кубок Дэвиса. В поединке «первых ракеток» перевес англичан: Мэнселл — чемпион Ф1, Ориоль — третий в чемпионате мира по ралли. Ничья на втором «корте» — Уорвик и Дальма поделили первое-второе места в гонках спортивных автомобилей. Два «золота» у французов в кроссе (Морис и Дюбур), столько же у кольцевиков Альбиона, выступавших на грузовиках (Уокер и Парриш). На победу англичанина Голлопа в ралли-кроссе Франция ответила первым местом Дозье в горных гонках. Вроде бы перевес должен быть на стороне Великобритании. Но судьба баталии решилась не в споре главных действующих. Удачливее своих оппонентов оказались третьи и даже четвертые номера французов.
Кстати, Франция, по сравнению с предыдущим годом, совершила самое впечатляющее восхождение в нашей табели о рангах: с четвертого места на первое, набрав при этом почти вдвое больше очков.
А вот итальянцы, победившие прежде за явным преимуществом, опустились на третье место. Они здорово сдали в кольцевых гонках и в чемпионате Европы по ралли. К тому же полным провалом закончились выступления гонщиков с Апеннинского полуострова в кроссе, где никто из них не смог пробиться в шестерку лучших ни в одном из трех соревнований. Между тем в 1991 году они набрали здесь целых 16 очков. Это был второй результат следом за немцами.
Спортсмены Германии после появления в их рядах молодой звезды Шумахера, а также имея в активе победы Вебера в европейском первенстве по ралли и Мюкке в кроссе на багги-1600, могли рассчитывать на большее. Но немцев подвели в основном те, кто выступали в кольцевых гонках грузовиков, недобравшие девяти очков по сравнению с предыдущим сезоном, а также опытный раллист Шварц. Он не смог пробиться в десятку мирового первенства.
Любопытно, что, как и после 1991 года, ныне зачетные очки получили 16 стран.
С той лишь разницей, что место Советского Союза заняла Россия, а на смену Бельгии и Андорре пришли Польша, за счет «серебра» Бублевича в чемпионате Европы по ралли, и Литва, благодаря шестому месту Ведейкиса в кроссовом Кубке-1600.
Так что «Клуб 16-ти» получился у нас довольно элитарным, куда посторонним вход воспрещен. Стало быть, одно только присутствие в нем несомненно почетно.
Источник: Журнал «АМС», №6, 1993