И в самом деле, нелегкую науку американских гонок чемпион мира постиг с невероятной быстротой. Трек ему покорился с третьей попытки — в Уэст-Аллисе. А теперь, в Бруклине, он со второй попытки выиграл 500-мильную гонку, поразив тем самым американских болельщиков в самое сердце. Ведь почти тысячекилометровые состязания на классическом длинном треке прочно связаны в их представлении с местными героями — Фойтом, Мирзом, Анзерами. Ни одному заморскому гостю не удалось еще пока выиграть 500-мильную гонку более двух раз.
Но еще за месяц с лишним до победы Мэнселла в Бруклине даже самым ярым поклонникам «американской гоночной гвардии» стало ясно — времена изменились. После семи этапов чемпионата «Индикар» ни одного местного пилота не было в тройке лидеров. Больше того, лишь дважды им удалось подняться на верхнюю ступень пьедестала. Но когда «Всемирная серия» перебралась в Кливленд, американские фаны совсем пригорюнились — единственный из их любимцев, кому удалось пробоаться поближе к стартовому светофору — Дэнни Салливэн — показал в квалификации лишь шестое время.
В Соединенных Штатах одиннадцать Кливлендов. Восьмой этап чемпионата CART проходил в крупнейшем городе штата Огайо на южном берегу Эри, одного из Великих Американских Озер. Прямо в черте города здесь расположен аэродром «Берк Лейкфронт». Большую часть года на нем стоят частные самолеты, но на один из летних уик-эндов рулежные дорожки и взлетные полосы превращаются в самую быструю во всей серии дорожную трассу с десятью поворотами, большинство из которых скоростные
В середине июля на берегах озера Эри стояла страшная жара. Несколько дней столбик термометра упрямо не желал опускаться ниже тридцатиградусной отметки. В пятницу, когда проводилась техкомиссия (из экономических соображений тренировки на некоторых временных трассах проходят в один день), в тени было 36,6 и изнуряющая влажность. «Эта гонка может стать самой трудной в сезоне,— говорил перед квалификационными заездами Пол Трейси.— Жара, неровное покрытие и скоростные повороты делают трассу крайне утомительной».
Тем не менее в субботу сразу трое превысили прошлогодний рекорд кливлендского кольца Увы, среди них не было ни одного американца. Это тем более удивительно, что почти все лидеры испытывали трудности. Мэнселл трижды вылетал с трассы, у Фиттипальди взорвалась покрышка, а Стефан Юханссон весь день боролся с неполадками в двигателе. И только самый юный из них, 24-летний канадец ехал, «как по маслу». Трейси понадобилось десять минут из тридцати положенных, чтобы установить лучшее время: «Это было даже немного забавно — «поул» я заработал на только что обутых шинах, которые, по идее, нужно было бы еще пару кругов прикатывать».
Но старая гвардия CART не находила в этом ничего забавного — с большим трудом Анзеру, Рейхолу и Андретти удалось занять 7-е, 10-е и 11-е места, отстав от канадца на полторы-две секунды. А он еще и учить их вздумал: «На кливлендской трассе самое сложное место — первый после старта поворот. Заход в него так широк, что очень многие пытаются войти туда бок о бок на полной скорости. Здесь всем придется быть предельно осторожными».
Как это ни печально, слова Пола оказались пророческими: гонка продолжалась лишь несколько секунд, когда в первом повороте столкнулись шесть автомобилей. Для Скотта Гудьира, Ала Анзера и Рауля Боэзела авария означала конец надеждам на высокие места — им пришлось заезжать в боксы. А Роберто Гереро и Бобби Рейхол не смогли продолжить состязания. «Обидно,— огорченно качал головой чемпион CART.— Сегодня я, похоже, мог, наконец, побороться за победу».
Разумеется, Рейхолу было обидно и неловко перед своими болельщиками, ведь родился он в каких-нибудь тридцати километрах от Кливленда, в городке Ме-дайна. И все же его слова скорее можно воспринимать как размахивание кулаками после драки — Трейси в этот день был вне конкуренции.
Лишь однажды — на старте — он позволил окружающим усомниться в своем первенстве. Клапан ограничения наддува, устанавливаемый на все «индикары», неожиданно открылся, и «Пенке» на мгновение запнулся. Это позволило Мэнселлу выйти на первое место. Однако справившись с мотором, канадец вцепился в лидера как клещ, ни на секунду не давая расслоиться Наконец, на 15 круге Трейси зашел в правый поворот рядом с «Лолой» англичанина по внешней стороне, а следующие два почоротд были левые. Дело было сделано.
«Найджел ошибся, выбрав неверную траекторию,— смущенно улыбался Пол после финиша — А потом попытался втиснуться в слишком узкий поворот Но я-то выбрал правильный заход...»
А на долю Мэнселла осталась лишь борьба за второе место с другим красно-белым «Пенске». Красивейшая дуэль двух чемпионов мира стала украшением гонки. Не меньше полудюжины раз Мэнселл и Фиттипальди менялись местами. «Это была самая захватывающая рулетка в моей жизни! — восторгался на финише бразилец, в конце концов сумевший уйти от «Лолы» с традиционной красной «пятеркой» на носу.
Может быть, англичанину не позволила продолжить борьбу вылетевшая на 69 круге передача или рука, вывихнутая накануне после падения с лестницы,— кто знает. Сам он во всяком случае об этом не говорил. А вот шведу Стефану Юхан-ссону, который составил компанию канадцу, бразильцу и англичанину в их борьбе против «стопроцентных» американцев, пришлось практически всю гонку управлять автомобилем только левой рукой — он сильно повредил запястье в тренировке. «Это отвратительная трасса,— сказал Стефан.— Самая неровная из всех, с какими мне приходилось сталкиваться в Америке».
Но уже через неделю пилотов ожидал еще один «подарок» — временное кольцо на территории выставочного комплекса в Торонто. «С годами дорожка здесь становится все более неровной,— сказал, приехав в Канаду, Скотт Гудьир.— Одно радует — в Кливленде было еще хуже». Очень тяжело пришлось в столице провинции Онтарио чемпиону мира.
За два дня тренировок Мэнселл пять раз вылетал с трассы, разбил оба автомобиля и показал самое медленное в своей «Индии-карьере время. «Я никогда не видел столь лукавой — не подберу другого слова — трассы,— отметил Найджел в субботу.— Здесь на нас обрушилась такая куча проблем, что я доволен даже девятым местом на старте».
Неудача чемпиона мира позволила болельщикам вздохнуть свободнее. Не скрывал своего удовлетворения и Рейхол — три месяца он не был на пресс-конференциях, куда приглашают призеров гонок и самых быстрых пилотов квалификации. В Торонто это, наконец, произошло. 40-летний гонщик, за 11 сезонов одержавший 24 победы, в том числе и здесь, в Канаде, рассказывал журналистам как трудно в середине сезона пересесть на новую машину. Весь его вид говорил о том, что он покажет всем этим иностранцам, где раки зимуют.
Но не тут-то было — ни разу на протяжении гонки Бобби не удалось даже при- 21 близиться к лидерам. Больше того, повредив рычагом переключения передач руку, чемпион «Индикар» не сумел долго сопротивляться атакам Салливэна и пропустил его на пьедестал.
И все же 66225 зрителей «Молсон Инди Торонто» почти не интересовались внутренними делами американцев. Все йх внимание было приковано к земляку — Трейси. Пятнадцать лет — с тех самых пор, как Жиль Вильнев выиграл в Монреале Г ран-при Канады — пилоты из Страны кленового листа не побеждали в больших гонках у себя на родине. Да и вообще в серии «Индикар» поднимались на высшую ступеньку пьедестала всего дважды — в 1985 году брат Вильневг, Жак, и в прошлом сезоне Скотт Гудьир. И вот появилась овальная возможность одержать верх над кичливыми южными соседями.
Правда, утро началось для Пола с ... ангины. Главврач «Всемирной серии» Стивен Олви накачал его антибиотиками и нехотя разрешил старт Но большинство поклонников Трейси об этом так и не узнали, а и узнали бы — все равно не поверили. Вновь, как и неделей раньше, Пол был неподражаем. В точности по кливлендскому сценарию он на первых кругах не давал перевести дух Фиттипальди, а на 16-м круге разделался теперь уже с другим «грандом» формулы 1.
Фанаты на трибунах неистовствовали: Трейси неумолимо отрывался от соперников. А ведь трасса в Торонто — отнюдь не для тех, кто любит сломя голову мчаться вперед. Лишь один из одиннадцати поворотов торонтского кольца можно назвать быстрым — все остальные средние и медленные. Поэтому успех здесь горазды в большей степей и зависит от мастерства гонщика. И Трейси доказал, что по праву может теперь считаться не восходящей, а /же самой что ни на есть взошедшей звездой.
Воспользовавшись появлением на трассе «пейс-кара», умудренный опытом бразилец догнал, а едва лишь судьи вывесили зеленые флаги, обошел своего молодого коллегу. Но Пол не сдался, не отчаялся, а упорно и методично терзал Фиттипальди на протяжении двадцати с лишним кругов, пока не обошел-таки его на 73-м. «Это великий день!.. Лучшая моя гонка!..» — падая от усталости и сказавшейся все же болезни, говорил Трейси, когда механики извлекли его из машины после финиша. «Для меня победа дома значит гораздо больше, чем даже в Инди. Но сейчас я хочу только одного — пойти прямо домой и завалиться спать».
Конечно, после такого эмоционального подъема, после двух подряд побед над лучшими гонщиками мира, можно было ожидать, что Пол, уже набравший в этом сезоне больше очков, чем за всю предыдущую карьеру, немного расслабится. Так оно и вышло.
На старт десятого этапа чемпионата CART, который проходил в Бруклине (только не том, что в Нью-Йорке, а в небольшом городке штата Мичиган, менее чем в сотне километров к юго-западу от Детройта) канадец вышел лишь пятым, уступив победителю квалификационных заездов почти секунду. Однако старой гвардии «индикаров» так и не пришлось этим воспользоваться — место «непочтительного» канадца занял не менее агрессивный англичанин.
В Торонто Мэнселла впервые в сезоне подвела машина — после небольшого столкновения с «Лолой» Бозэла турбокомпрессор его «Косворта» отказался работать. Зато в Бруклине автомобили команды «Ньюман-/Хаас» были выше всяких похвал. «Инженеры и механики проделали фантастическую работу»,— восторгался Марио Андретти, установивший новый неофициальный мировой рекорд для кольцевых трасс — его скорость в квалификации была 376,948 км/ч. Но извлечь выгоду из этого в полной мере ветерану «Инди» не удалось — звездой «Малборо-500» стал Мэнселл.
Лишь на старте Найджел чуть замешкался. В первом повороте Ари Линдик в очередной раз обхитрил англичанина, проскользнув на второе место. Но уже на третьем круге Мэнселл уверенно восстановил статус-кво и бросился в погоню за Андретти. Марио сопротивлялся не больше четверти часа — уже на 28 круге чемпион мира уверенно обошел экс-чемпиона.
Трек «Мичиган Интернэшнл Спидвей» на полмили короче знаменитого «Инди» и к тому же имеет всего одну прямую. Вторую заменяет широкая дуга. Именно на входе на нее «британский лев» и «дожал» своего товарища по команде. «Три поворота мы шли колесо в колесо, а чтобы сделать это на такой трассе, нужно быть классным водителем. Таким как Марио». Чего в этом заявлении Мэнселла больше — скромности или бахвальства? Трудно сказать. Одно бесспорно — Найджел доказал, что пилоты формулы 1 по крайней мере не уступят асам «индикаров». Даже на совершенно незнакомой трассе.
Больше того, уступив лидерство лишь единожды — во время остановки в боксах — Найджел вскоре обошел Андретти на целый круг. И хотя опытный Марио все же умудрился отквитать отставание, когда на трассе появился «пейс-кар», шансов догнать лидера у него уже не было. Об остальных американских звездах нечего и говорить.
«Мне сегодня было очень трудно, и я зверски устал. 500-мильная гонка для меня — нечто совершенно особенное во всех отношениях,— говорил на финише Мэнселл в полном изнеможении.— Но это, может быть, одна из величайших побед в моей жизни!» Не выказывал особого разочарования и Эмерсон Фиттипальди. Трудности с рулевым управлением не позволили ему попасть в зачетную дюжину, но в беседах с журналистами он выражал уверенность, что победа чемпиона мира подогреет интерес к чемпионату CART во всем мире. И лишь американские звезды были не слишком разговорчивы — среди первых семи водителей в трековой, 500-мильной гонке всего один американец (да и тот, между прочим, родился в Италии). Итак, старая гвардия отступает. А может быть, сдается?
Источник: Журнал «АМС», №11, 1993