Марвитца все величают профессором. И не только потому, что в мире грузового «кольца» он известен как прекрасный журналист, ведущий в немецком журнале раздел испытаний тягачей. Ханс-Георг настолько напичкал свой «Мерседес» электроникой, другими усовершенствованиями по самой последней автомобильной моде, в том числе расположенным сзади кабины двигателям, активной подвеской, что его грузовик стал напоминать автомобили формулы 1.
А вот третье место устроители первого этапа неожиданно отдали Александру Маркину. Доводы? Боец, не сдается в любых ситуациях и имеет один из самых надежных автомобилей.
Тут стоит, видимо, вернуться к разговору о первых трех этапах. Тот обзор был составлен по скупым данным, добытым из короткого телефонного разговора. Теперь, когда наши побывали на отдыхе в Москве, можно с их слов дополнить рассказ любопытными деталями.
Неразбериха с оформлением загранпаспортов нового образца и получением выездных виз поставила под вопрос участие Маркина и его механиков на первом этапе в Англии. Чтобы успеть к сроку, им пришлось промчаться три тысячи километров от Бреста за тридцать шесть часов. В довершение ко всем бедам паром отплыл с большим опозданием. На трассу Брандс-Хэтч близ Лондона наши прибыли все-таки во время. И тут оказалось, что организаторы нарушили ими же утвержденный регламент: официальную тренировку они провели почти на два часа раньше. Маркина, естественно, не допустили к заезду первого дня. Ему позволили только потренироваться вместе с участниками национального чемпионата. Во второй день, стартовав из последнего ряда, Александр уже через три круга вышел на четвертую позицию, но, когда до финиша оставалось несколько сот метров, вдруг заглох мотор. Согласитесь, было от чего приуныть. И тут в лагере нашей делегации появилась элегантная дама и, представившись редактором английского автомобильного журнала, пригласила Маркина участвовать в утешительном финале, где стартуют гонщики из всех трех классов, занявшие места ниже четвертого. Естественно, ее слова были восприняты как шутка: две «баранки», полученные нашим гонщиком на первом этапе, такого права не давали. Тем не менее за несколько минут до утешительного финала по радио объявили, что Маркин вызывается на старт. Дама, оказывается, не шутила. По тому же радио пояснили: опрос, проведенный журналом, показал, что наш гонщик является самым популярным в Англии после Ричарда Уокера и Хиты Бейли и ему делается исключение. Саша сполна отблагодарил зрителей: снова стартовав из последнего ряда, он финишировал вторым, а несколько кругов даже лидировал вслед за «Мерседесом» самого тяжелого и мощного класса, ведомым ветераном «кольца», 63-летним владельцем транспортной фирмы из Германии Ханцом Дейнхардтом.
Но у популярности, оказывается, есть оборотная сторона. На последующих этапах Маркин попал под зоркое око судей, которые стали относиться к нему со всей строгостью спортивного закона. Впрочем, со стороны строгость эта выглядела скорее, как придирки. То им не нравится помятое заднее крыло ЗИЛа, в то время, как у некоторых именитых он смахивает на разорванную тульскую гармошку. Заметили, что у нашего тягача облегченная сцепка — такие применяют все. Заменили на стандартную заводскую. В ответ — предъявите технический паспорт. И каждый раз угроза снятия со старта, которую на втором этапе во французском Дижоне спортивные комиссары все-таки осуществили. Дело в том, что у московского завода нет контракта с фирмой «Континенталь» на обеспечение покрышками, на которых ездят практически все участники Кубка. И это понятно: при нашей бедности дороговато выкладывать за каждое колесо по семь тысяч марок. А резину нужно менять довольно часто. Наши тем не менее ухитрялись выкручиваться.
В Дижоне судьи усмотрели перед второй гонкой (в первой Саша сошел — заклинило задние колеса), что протектор одной из покрышек ЗИЛа изрядно стерт Механики нашли возможность заменить ее на новую. И все же Маркина не выпустили на старт.
Судей винить очень модно. Но. может быть, они правы? Тогда почему допускают к соревнованиям француза Жака Перре с его «Рено-МАК», оборудованным пластиковой кабиной? Тот же Марвитц так трудится над снижением веса своего именитого тягача, что сделал кабину из алюминия — в серийном варианте нет подобных модификаций.
Борьба между Хансом Георгом и Жераром Кине идет настолько упорно и контактно, что после финиша их машины оказываются буквально изуродованными. Но судьи смотрят на все это сквозь пальцы и лидеров безоговорочно допускают к очередному заезду. Думается, прохладный ветер подул на Маркина после того, когда стало ясно, что от ЗИЛа, как выяснилось, можно ждать неприятностей.
Но не только этим объясняется слабый старт Александра Маркина в нынешнем розыгрыше Кубка ФИА. В предыдущей публикации мы сообщали о приобретениях москвичей: немецкой автоматической коробке передач ZF с электронным управлением, электронной системе управления впрыска топлива «Лукаса» и других новшествах. Все это сулило многие преимущества, и прежде всего, улучшение динамики разгона. Однако электроника сама по себе работать не можег, ее нужно настроить с помощью программиста, имеющего точную характеристику двигателя после тестовых испытаний на специальных стендах и данные об особенностях каждой трассы. Характеристики «Катерпиллера» как раз и не оказалось, и специалисты «Лукаса», обещавшие помочь, отложили настройку до продолжительного перерыва перед седьмым этапом. Похоже на чудо, что неисправности на машине Маркина хотя и случались, но реже, чем того можно было ожидать.
Тем не менее дела у нашего гонщика в дальнейшем пошли куда веселее. На трассе Мизано в Италии (третий этап) он четвертый и пятый. Кольцо «Поль Ри-кар» во Франции. Встретились два ЗИЛа — Маркина и Ричарда Уокера. Чемпион взял московский тягач без каких-либо предварительных условий. Имея американскую автоматическую электронную коробку «Аллисон», которая обеспечивает хорошую динамику разгона, англичанин каждый раз выигрывал старт. К тому же его ЗИЛ оказался легче на 150 килограммов за счет укороченной базы. Но Маркин показал характер: где-то в середине гонки он неизменно обходил Уокера.
У Александра оказалось по заездам четвертое и второе места, у Ричарда — шестое и четвертое.
Заезд в субботу выиграл Кине, но получил пенализа-цию в 10 секунд за превышение допустимой максимальной скорости 160 км/ч и оказался в итоге вторым В воскресенье гонка была остановлена: француз вытолкнул' Марвитца на отбойники да с такой силой, что у МАНа снесло передний мост. Пострадал и Кине: у его «Мерседеса» оторвались трубки охлаждения тормозов. Судьи задержали перезаезд на 30 минут, чтобы остыли диски у машины Жерара, местного кумира. Дальше вновь неожиданное решение — гонку определили всего в пять кругов. Все ясно: Кине проехать большую дистанцию просто бы не смог. Он выиграл этот заезд, но пока утверждались результаты, Марвитц представил ар-биртам видеокассету с неопровержимым свидетельством явного нарушения правил французом. После этого судьям не оставалось ничего другого, как аннулировь.ь его результат.
В суперфинале Маркин не стартовал из-за повреждения заднего моста, а Уокер занял пятое место. Через неделю англичанин принял участие на ЗИЛе в очередном этапе национального чемпионата и удивил многих. В своем классе ему не было равных. Он показал лучшее время прохождения круга. Затем в смешанном классе, где стартовало 20 машин, он занял второе место. Теперь Ричард вовсю нахваливает ЗИЛ.
А тем временем участники Кубка выступили в Финляндии на трассе Кемора. Там Маркин сделал еще два шага, чтобы приблизиться к лидерам: по заездам он был четвертым и третьим. Впереди него оба раза оказались Кине и Марвитц. Но теперь Саша стал наступать на казавшиеся еще в прошлом году непреступные позиции испанца Мануэля-Сантоса Карлоса («Мерседес-Бенц-1733»). В первом заезде Маркин проиграл ему всего корпус машины, во втором — выиграл безоговорочно.
И наконец, шестой этап — Швеция, трасса Манторп Парк. В субботу Маркин пятый после Кине, Марвитца, голландца Теуниса Холстеша на «Скании» и Маркоса. На следующий день он шел третьим, но вынужден был остановиться из-за неисправности двигателя. Соперники закончили гонку в прежнем порядке. В итоге перед седьмым этапом на трассе «Нюр-бургринг» в Германии, считающимся в розыгрыше Кубка ФИА ключевым, первая пятерка выстроилась так; Кине, Марвитц, Маркос, Хол-стеш, Маркин. Но наш гонщик, как показал промежуточный финиш, своей прошлогодней пятой позицией уже недоволен. И для этого есть все основания. Если бы не ряд обстоятельств, его турнирное положение могло быть гораздо лучше Однако есть повод для оптимизма; из Лондона пришло сообщение, что специалисты «Лукаса», использовав перерыв, всю электронику наладили.
Источник: Журнал «АМС», №10, 1993