Страну сотрясали политические и экономические катаклизмы. До автогонок ли тут? И кто будет эти самые гонки спасать? Автозаводы? Но они и сами лихорадочно ищут способы остаться на плаву. Автомобильная федерация? Но старая, союзная приказала долго жить вместе с самим Союзом, а новая, российская, с самого начала, похоже, была гораздо больше озабочена вступлением в ФИА, нежели внутренними проблемами. Видно, руководить в Париже судьбами мирового автоспорта и интереснее, и почетнее, а главное, легче, чем возрождать отечественный.
Словно бы вдруг выяснилось, что в России нет ни одной кольцевой трассы. Киевская «Чайка», рижская «Бикерниеки», минская «Боровая» и грузинская «Рустави» оказались за границей. Так русские гонщики очутились у разбитого корыта, без собственных соревнований обреченные на вымирание.
И ничего удивительного нет в том, что, когда в начале сезона пронесся слух о каких-то гонках в Санкт-Петербурге, никто ему не поверил. И уж тем более нельзя было представить себе этап чемпионата страны — кто по-едет-то? И на чем?
Каковы же были удивление и радость самих организаторов, когда больше чем за неделю до старта потянулись на Крестовский остров большие и маленькие караваны, навьюченные ярко раскрашенными спортивными автомобилями! Словно чудом уцелевшие дружины русских князей после татарского нашествия, стекались они сюда. И в конце концов палаточный городок на трассе был полон.
Вот маленький отрядик Козанкова — красная «восьмерка» и белоснежная «формула» на прицепе. А вот дружина чуть поболее: «стотридцатый», в кузове которого черная гоночная «Волга», а сзади, тоже на прицепе, «формула Восток». Обе — видавшие виды и обе — под номером 83. Это Александр Стоян и Борис
Зимин из 1-го автокомбината. А вот настоящий полк! Автовоз КамАЗ с шестью боевыми «самарами», автобус, три технички «Авиа» и еще одна «восьмерка» на прицепе — заводская команда ВАЗа.
Борис Поляков приехал своим ходом за несколько минут до начала тренировок — под Валдаем сломался старенький РАФ-«техничка», и последние 300 километров московский гонщик промчался за четыре часа, расставшись при этом с десятью тысячами на посту ГАИ. Очень спешил. Последним — уже в воскресенье утром — приехал Сергей Горшенев. Он не сумел, естественно, принять участие в тренировках и контрольных заездах, но судьи отнеслись к нему благосклонно, разрешив несколько кругов ознакомиться с трассой перед стартом гонки. В результате в северной столице собралось 59 спортсменов.
«Как все они выжили, уму непостижимо! — удивлялся бывший тренер сборной СССР по «кольцу» Андрей Федоров.— Ведь помимо того, чтобы сохранить автомобиль, его нужно было еще подготовить к гонке, привезти сюда. А это нынче стоит сумасшедших денег. Например, Игорю Ташаеву выезд обошелся в полмиллиона рублей. Я снимаю шляпу перед нашими гонщиками — они продолжают ездить, в то время как часть населения с упоением занимается куплей-продажей, а другая — громко плачет о том, как все дорого».
Впрочем, далеко не всем, конечно, удалось выжить в бушующем экономическом море. Участники чемпионата представляли, по существу, лишь три города — Москву, Санкт-Петербург и Тольятти. Единственным исключением был Михаил Лебедев, которого снарядил в путь Ярославский завод дизельной аппаратуры. Не приехал никто из зарубежных гостей (с трудом привыкаешь писать это слово без кавычек) — из Эстонии, Латвии, Беларуси, Украины, Грузии. Не оказалось никого с юга России, где совсем еще недавно были такие сильные гонщики, как Сергей Затинацкий, Владимир Андреев, Сергей Шахбазян. Не было видно в закрытом парке «Невского кольца» «восьмерки» москвича Александра Орловского, «формул» его земляков Владимира Кретова и Вадима Чинкова.
Но и из тех, кто приехал, совсем не многие могли похвастать достаточно прочным «тылом». Лишь дружеская помощь небольшой фирмы АВА позволила добраться до Петербурга Виктору Козанкову. «Азээлковец» Евгений Молчанов пожертвовал земляку свой прицеп. А вот на новые покрышки денег не хватило, а старый — один-единственный! — комплект давно дышит на ладан: это уже пятая его гонка.
Однако, как это ни покажется странным, жалоб на отсутствие денег было меньше обычного. А кое-кому уже посчастливилось твердо встать на ноги. Так, петербуржец Сергей Соловский приобрел «Форд-Эскорт-XRBi», приятно разнообразивший стартовое поле в группе А-5. Главный же сюрприз преподнес еще один спортсмен из города на Неве. По окончании контрольных заездов в восьмом классе, где представлены легковые автомобили с моторами рабочим объемом до 1600 см3 и где безоговорочными фаворитами были вазовцы Сергей Гурьянов, Борис Маслов и Александр Белов, «поул-по-зишн» с большим преимуществом (2,5 секунды на кольце длиной 2610 метров!) завоевал Михаил Тараканов.
Секрет успеха — автомобиль. Красно-белая «Тойота-Королла-FX-il 6», купленная у прошлогоднего чемпиона Финляндии по кольцевым автогонкам, была явно сильнее заводских «восьмерок», не говоря уж о машинах остальных участников.
Любопытные новинки появились в седьмом классе (легковые машины с двигателями рабочим объемом до 1300 см3) — две аккуратные белые «таврии» Виктора Ба-лакана и Анатолия Мартынова. «Малыши» были подготовлены в петербуржском республиканском спецавтоцентре «Таврия». ЗАЗ-1102 оборудовали каркасом безопасности, шинами «Пирелли» и усилили некоторые детали подвески. Эти небольшие изменения позволили младшим братьям «запорожцев» вполне достойно выглядеть на фоне «восьмерок», о чем говорят места в середине стартового поля: Балакан показал восьмое, а Мартынов — двенадцатое время из 18 участников.
Но и это еще не все. Среди упомянутых уже сюрпризов возрожденного чемпионата России особенно радовало присутствие молодых. В формуле «Восток» автором небольшой сенсации стал Александр Львов, сын неоднократного чемпиона Союза середины семидесятых Михаила Львова из Петербурга. Белая «формула» под номером 94 на две десятых секунды опередила черную машину самого Эдгарда Линдгрена, знаменитого «Деда», старейшины отечественных автогонок. Кто знает, может быть, цифра 94 на борту автомобиля Львова-младшего символична и именно он станет чемпионом-94.
Появилось новое лицо и в вазовской команде — 22-летний Вадим Осипов. Два года он был механиком у Ренаса Мухаметзянова, в прошлом году попробовал свои силы в автокроссе, но мечтал о «кольце». И чемпионат России предоставил ему эту возможность.
И все же — соловья баснями не кормят, а зрителя бесполезно увещевать рассказами из жизни участников состязаний. Им подавай зрелище. И оно получилось. Накануне старта организаторы убедительно просили пилотов быть осторожней — ведь любой несчастный случай мог бы в глазах отцов города поставить под сомнение проведение в Петербурге автогонок, а «Невское кольцо» с таким трудом удалось вызвать из небытия после пятнадцати лет забвения. Но... сердцу не прикажешь!
«Что они делают, что делают? Зачем так сцепились — из одной же команды!» — причитал один из зрителей, глядя на дуэль двух тольяттинцев — Маслова и Гурьянова. Их стопятидесятисильные «восьмерки» (на них вазовцы принимали участие в чемпионате Италии) семь кругов из пятнад-цами сражались так, будто речь шла о мировой короне. А сзади «сквозь строй» отстающих прорывался к лидерам Николай Мезенцев на своем уникальном
ВАЗ-21099 с 1800-кубовым мотором, который тольяттинские инженеры называют автомобилем своей мечты. В результате Мезенцев едва не опрокинулся в первом повороте, эффектно пройдя перед главной трибуной на двух колесах, а Гурьянов запорол мотор. Но зрителей эта гонка явно не оставила равнодушными — с трибуны хорошо видно, когда перед тобой отбывают номер, а когда вкладывают всю душу.
Не раз замирали и охали в десяток тысяч ртов зрители во время заезда «волг». Машины эти ассоциируются прежде всего с лихой ездой таксистов. Однако с виду низкие, на широких колесах, они гораздо больше походят на спортивные снаряды, чем безликие, хотя и быстрые «восьмерки». Битва трех гигантов — под управлением москвичей Александра Стояна и Бориса Рожкова, а также петербуржца Бориса Шустрова закончилась, к восторгу зрителей, победой их земляка.
Не менее захватывающая борьба развернулась в А-1300 между двумя парами «дуэлянтов»: Сергеем Штырковым — Андреем Феноменовым и Вадимом Осиповым — Денисом Левятсвым. «Ты что ж это так скромненько висел у Левятова на колесе? — по-отечески журил неудачник этого класса Поляков молодого тольяттинца.— Мог бы попробовать и отодвинуть. Нужно же сражаться!». «А я и попробовал однажды!»—спокойно улыбаясь, ответил Осипов. Действительно, его машина щеголяла на последних кругах разбитой фарой.
Но, конечно, больше всего эмоций вызвала у всех охота за «Тойотой». Тольяттинская гончая стая — Гурьянов, Маслов и Белов — тщетно пыталась догнать красно-белую «иностранку», которая уходила все дальше. Уже на третьем круге в погоне участвовали только две
«Самары» — машина Бориса Маслова не выдержала темпа, заданного лидером. После одиннадцати кругов разрыв достиг почти трети круга, и казалось, что «Ко-ролла» выиграет первый этап чемпионата России. Каково же >ыло разочарование петербургских зрителей, когда мимо трибун пронеслись сначала Гурьянов, згтем Белов и только потом, страшно хрипя захлебывающимся мотором, «Тойота» Тараканова. Время от времени машина словно приходила в себя и вновь бросалась вперед. Но затем опять до трибун доносился утробный кашель смертельно больного мотора. Все, чего удалось добиться Михаилу,— третье место.
После финиша раскрасневшегося, смущенного и расстроенного гонщика окружала довольно плотная толпа сочувствующих и любопытных. Механики растерянно разводили руками. «Да, Миша, придется тебе прикупить к ней парочку японцев...» — не слишком деликатно обронил кто-то.
Ну а на десерт зрители увидели состязания самых быстрых «формул» и красивейший поединок Козанкова и Потехина. Трижды менялись они местами, но в конце концов белая «Эстония» Козанкова пришла к финишу первой, на корпус опередив алую «формулу» Потехина.
«Второй сезон езжу на этом моторе, и просто страшно его пришпоривать: чуть «перекрутил» и остался вообще без машины, без гонок,— устало улыбался в закрытом парке Виктор.— Но разве можно устоять, когда тебя обгоняют...» И снова засветились в глазах лучшего пилота страны последних лет азарт и жажда борьбы. А у всех нас появилась надежда на то, что «кольцевой» спорт в России не умер, а только начинает возрождаться.
Источник: Журнал «АМС», №10, 1993