Впрочем, вряд ли англичанин читал русские сказки. Но если даже и читал, в «старой кирпишнице» на скорости под четыреста вспоминать о грустной участи самонадеянного колобка у чемпиона мира просто не нашлось бы времени. А жаль. Ведь то, что произошло менее чем за четверть часа до финиша знаменитой гонки, хорошо знакомо любому пятилетнему ребенку: колобку встретилась лиса.
Когда лидеры вошли в четвертый поворот, судьи убрали желтые флаги — обгон разрешен. Мгновенно справа из-за спины Мэнселла вылетел красно-белый «Пенске» Фиттипальди и, наращивая скорость по внешней дуге виража, стал мощно уходить вперед. Англичанин успел только скрипнуть зубами — еще выше, почти впритирку с бетонной стенкой просунулся хищный нос «Лолы» Линдика. А еще через несколько секунд чемпион мира был уже только третьим.
Но оставим на некоторое время огорченного Мэнселла и «вспомним, как все начиналось». Правда, для этого нам придется из 30 мая заглянуть в 30 апреля. Не удивляйтесь, если самый продолжительный этап формулы 1 Гран-при Монако длится с четверга по воскресенье, то состязания в столице Индианы начинаются за месяц до финиша!
Вот уже 13 лет подряд ворота «Индианаполис Мотор Спидвей» открываются в конце апреля для проведения... «Курса молодого бойца». На языке американских военных это звучит как «Руки ориентейшен проуграм». А деятели Американского автоклуба (USAC) назвали так специальную программу подготовки пилотов-новичков. За три дня «новобранцам» необходимо пройти четыре десятикруговых испытания на скоростях от 298 до 330 км/ч А на каждом повороте по одному «сержанту» из числа пилотов, не раз стартовавших в «старой кирпишнице», оценивают готовность «молодых» к предстоящей гонке.
На этот раз новичков оказалось девять. Но при всем уважении к прошлогоднему чемпиону «Инди Лайте» Робби Булю, Новичку года-92 Стефану Юханссону, агрессивному протеже самого Фойта Робби Гордону и даже трехкратному чемпиону мира Нельсону Пике внимание всей Америки было приковано не к ним, а к отсутствующему, десятому новобранцу — Мэнселлу.
Чемпион мира в Ф1 никак не мог оказаться в Индианаполисе в десять утра в пятницу, 30 апреля. Дело в том, что двумя днями раньше во Флориде ему сделали операцию на позвоночнике. Поясница Найджела уже почти два десятка лет страдает от многочисленных аварий. Последняя из них произошла 3 апреля в Финиксе, и хотя Мэнселл держался бодро и даже занял третье место через две недели в Лонг-Биче, потревоженный позвоночник не давал ему покоя. В конце концов англичанин решился на операцию, но это поставило под сомнение его участие в Инди-500. Появились слухи о том, что Найджела в Инди заменит Майкл Андретти. Но уже вечером 9 мая владельцы команды Карл Хаас и Пол Ньюман рассеяли все сомнения — Мэнселл стартовать будет.
Правда, для этого им пришлось потрудиться. Ведь на треке уже с 8 мая вовсю шли тренировки. Но Хаас недаром входит в совет директоров CART — правило, из которого не делали исключений с 1986 года, было нарушено, и Мэнселлу разрешили пройти «курс молодого бойца» экстерном — во время тренировок.
«Не зевай, парень!» — напутствовал чемпиона мира Эй Джей Фойт. И тот не зевал, хорошо справившись со всеми заданиями. Правда, после заездов он признался, что пока «так и не научился как следует пово ачивать налево», однако «сержанты» (а ими были Фойт, Джон Андретти, Эдди Чивер и Те-ро Палмрот) остались довольны. Главный судья Инди-500 Том Бинфорд рассыпался в комплиментах: «Я не помню, чтобы кто-нибудь начинал так быстро. К тому же он выказал большое уважение ко всем нам. Это очень приятно».
Все же нашелся человек, которому было «не очень приятно». «Я не понимаю, почему для всех одни правила, а для Мэнселла другие»,— ворчал по своему обыкновению Нельсон Пике. Бразилец еще в Ф1 донимал англичанина не меньше болей в пояснице и теперь не прими-нул воспользоваться случаем. Впрочем, понять его можно. После страшной аварии в прошлом году, закончившейся открытыми переломами обеих ног, Пике нашел в себе силы вернуться на коварный трек Инди. Но ему вновь пришлось проходить «курс молодого бойца». Можно себе представить, как унизительно чувствовал себя трехкратный чемпион мира под придирчивыми взглядами «сержантов».
За всеми этими событиями незаметно подошло 15 мая — день, в который решается судьба первого места на старте. Квалификационные заезды в Инди-500 продолжаются целых четыре дня. Однако победитель определяется в первый из них.
Им стал Ари Линдик. Это был сюрприз: победы ждали прежде всего от Марио Андретти, Эмерсона Фиттипальди, Пола Трейси. А вот результаты почти 40-летнего голландца после взлета два-три года назад заметно снизились, и сам он уже подумывал об уходе. Но владелец «конюшни» Чип Ганасси уговорил Линдика повременить и не прогадал. «На мою команду с начала сезона сыпались неудачи, было просто необходимо морально поддержать всех, кто на нас работал»,— сказал Ари журналистам, вылезая из кокпита. Ему удалось на редкость стабильно откатать все четыре круга: разница между лучшим и худшим составила всего 0,087 с.
Однако время голландца оказалось почти на полторы секунды хуже прошлогоднего рекорда. Обеспокоенное ростом скоростей — более чем на 50 км/ч за последние 12 лет — руководство «Индианаполис Мотор Спидвей» решило принять меры. Внутреннюю бровку трека превратили в своеобразную «стиральную доску», чтобы сделать невозможным обгон по ней. И ввели дополнительные ограничения для автомобилей, увеличив базу и сократив размеры антикрыльев.
Пилоты по-разному отнеслись к нововведениям. «Дяде Марио», например, «стиральная доска» не приглянулась. А вот Анзер-младший был очень доволен. «Теперь нужно быть скрупулезно точным при настройке машины. Да, вождение станет более трудным. Зато более интересным!» Общее же мнение высказал Бобби Рейхол: «Хорошо это или плохо, мы узнаем, когда начнется гонка».
К сожалению, для самого чемпиона CART она так и не началась — он не сумел пройти квалификацию. Но Рейхол оказался не единственной знаменитостью, «блиставшей своим отсутствием, как блистал некогда своим присутствием». По сравнению с прошлым годом зрители не увидели шестерых «великих»: Майкл Андретти ушел в Ф1, Рик Мирз, Гордон Джонкок и Том Снева прекратили выступления. А за двадцать минут до начала квалификационных заездов 15 мая на трек выехала «Лола» со знаменитым номером 14 на борту. Болельщики, пришедшие поглядеть на семичасовую битву за «поул-позишн», вскочили со своих мест. Свой последний круг в Инди совершал Фойт...
Но, несмотря на отсутствие стольких знаменитостей, когда без четверти одиннадцать утра 30 мая 33 автомобиля заняли стартовые позиции, а оркестр Университета Пэдью заиграл «На берегах Уоба-ша», огромную чашу стадиона заполнили более четырехсот тысяч зрителей.
Грандиозное зрелище, начавшееся месяц тому назад, вступало в решающую стадию. В четверть двенадцатого над треком раздался надсадный вой прогреваемых моторов, затем опять все стихло. В 11.35 главный судья в последний раз осмотрел трассу. В 11.42 зазвучал национальный гимн. Еще через четыре минуты университетских музыкантов сменили военные: сводный оркестр Вооруженных Сил и Национальной Гвардии США сыграл «Возвращайся домой из Индианы». И, наконец, в 11.51 Том Карнеги на весь стадион провозгласил. «Леди и джентльмены, заводите ваши моторы!»
То, что происходило потом, бесполезно описывать — достаточно посмотреть в таблицу, чтобы в этом убедиться. Со стороны это напоминало фантастическую пляску, за которой просто невозможно уследить. В ней не было фаворитов, не было закономерностей: посмотрите только на список лидеров! Кевин Коуган — его квалификационная скорость была самой низкой. Стефан Грегуар — еще месяц назад эту фамилию знали только немногие французские журналисты, Ал Анзер-старший — накануне старта ему испольнилось 54 года! Среди разноцветья желтых и зеленых флагов в руках судей то и дело появлялись черные, штрафные. Почти постоянно кто-нибудь заезжал в боксы, и уже на восьмом круге лидер обошел на круг аутсайдера.
Однако постепенно в этой круговерти наметилось что-то похожее на порядок. Словно в гигантской центрифуге, кто-то неумолимо «опускался на дно», а кто-то, наоборот, поднимался все выше и выше. Выживал только тот, кто, по выражению Роджера Пенске, «без устали жал на газ и не делал ошибок». Рауля Боэзела лишили надежд на победу обертка от «горячей собаки», попавшая в радиатор, и два черных флага. Дважды ошибся с выбором шин Марио Андретти. «Не держал» давления наддува двигатель «Лолы» Пике Тео Фаби дважды не вовремя заехал в боксы — под зеленым флагом. Стефану Юханссону механики в суматохе залили всего полбака. Обгоняя Скотта Брайтона, врезался в стену Пол Трейси: «Из поворота мы выходили бок о бок. Но он вдруг начал подниматься вверх по виражу. Я попытался затормозить, но было поздно».
И, наконец, за 15 кругов до финиша ошибся Мэнселл: «Во всем виноват недостаток «трекового» опыта. Я вошел в поворот по внутренней стороне на полном газу и был в полной уверенности, что выйду из него первым. Но Эмо и Ари ушли от меня без всяких усилий!» Чемпион мира предпринимал отчаянные попытки достать беглецов, едва не закончившиеся аварией. За семь кругов до финиша во втором повороте «Лола» под номером пять «поцеловала»-таки стену. К счастью, без всякого вреда для себя и своего водителя.
А 46-летний бразильский миллионер, владелец сети магазинов модной мужской одежды, вдавил педаль газа в пол: «Как только я обошел Найджела, он стал мне не опасен. Все свое внимание сосредоточил на Линдике: у голландца гораздо больший опыт трековых гонок». За полторы минуты до финиша Фиттипальди установил лучшее время прохождения круга, чем окончательно закрепил свою победу.
Освежаясь после гонки стаканом апельсинового сока с собственных плантаций в Бразилии, Эмо выглядел абсолютно счастливым — это была его вторая победа в Инди-500. Но и Мэнселл на третьей ступеньке пьедестала отнюдь не казался казанской сиротой. Причиной тому были не только почти четыреста тысяч долларов призовых. Хотя двум хитрым лисам и удалось «слопать» его в «старой кирпишнице», в общем зачете чемпионата англичанин чувствует себя весьма уверенно, все дальше отрываясь и от «дедушек», и от «бабушек».
Источник: Журнал «АМС», №9, 1993