К хорошему быстро привыкаешь — легко забылись далекие московские проблемы, и я заявился на трассу «Поль Арманьяк», что в городке Ногаро, свеженький как огурчик, помышляя лишь о том, чтобы разузнать поподробнее, что же представляет собой национальный французский чемпионат по кольцевым автогонкам.
Оказалось, состязания в Ногаро в этом смысле просто находка. Они единственные в году, когда за пару дней можно увидеть автомобили почти всех национальных классов и формул, кроме тех, что выступают в кубке «Ситроен-АХ». В программе соревнований — гонки формул 3, «Форд», «Рено», состязания машин «супертуризма», спортпрототипов «Альфа-Ромео» и «Пежо-905-спайдер», кубков «Рено-Клио» и «Порше-Каррера». Всего 830 минут захватывающих гонок в восьми дисциплинах. Словом, своего рода французская спартакиада. Вот только посвящают ее не 100-летию со дня рождения Ленина или юбилею Октября, а очередной годовщине Воскресения Иисуса Христа, так как проводятся состязания традиционно в пасхальные дни.
Каждый год маленький городок Ногаро переживает настоящий демографический взрыв. Его скромное, в несколько тысяч население увеличивается минимум на тридцать тысяч человек, приезжающих со всех концов страны отпраздновать великую пасхальную мессу французского автоспорта. И это несмотря на то, что в тот же уик-энд проходил этап формулы 1 в Донингтоне, обычный административный центр кантона, по-нашему райцентр, превращается в настоящую столицу национального автоспорта, а стадион «Поль Арманьяк» — в огромный муравейник, в котором суетятся не только пилоты, механики, менеджеры, но и болельщики, имеющие свободный доступ в парк участников, раскинувшийся далеко за пределы ограды трассы. «Пасхальный кубок» с его более чем 300 участниками — один из самых крупных сборов автоспортсменов Европы. Кстати, именно гонкам в Ногаро 1992 года принадлежит своеобразный международный рекорд массовости. Тогда здесь собралось 390 гонщиков — от «молодых волчат» формулы 3 до «матерых волков» «супертуризма».
Особый интерес фирмы «Мотюль» к этим состязаниям, которому, кстати, я обязан и своим визитом, объясняется тем, что нефтяная компания выступает здесь не только спонсором отдельных гонщиков, моих, если так можно выразиться, одноклубников, но и целого соревнования — «Кубка Порше-Каррера»о Любопытно, что даже среди множества других турниров машин одной марки «Кубок Порше» отличается своеобразием. Дело в том, что автомобили участников, а это сплошь серийные «Порше-Каррера-2», здесь нарочито стремятся сделать как можно более близкими по техническим параметрам. Все их готовят исключительно на фирме «Соното». Причем в ходе гонок бригада из семи официальных механиков постоянно оберегает пилотов от соблазна обойти конкурентов за счет изменения в конструкции автомобиля.
Словно желая подчеркнуть равенство изначальных условий, «Мотюль» обряжает участников в одинаковые комбинезоны и обеспечивает бесплатным питанием. Впрочем, подобная щедрость свойственна и другим генеральным спонсорам. Скажем, фирма «Альфа-Ромео», выступающая главным благодетелем соревнований в классе двухместных спорт-прототипов, по части обеспечения одеждой может поспорить с «Мотюлем». Итальянцы бесплатно предоставляют участникам и механикам целый гардероб почти на все случаи жизни, будто намекая, что именно этот класс наиболее выгоден с коммерческой точки зрения.
Призы тут, действительно, одни из самых значительных. Впрочем, судите сами. Деньги от «Альфа-Ромео» на каждом из десяти этапов получают первые двенадцать человек — от 5 до 56 тысяч франков. Плюс к этому лучшая пятерка имеет от организаторов этапов от одной до четырех тысяч. Но и это еще не все. По итогам сезона победителю причитается автомобиль «Альфа-Ромео-155», серебряному призеру — трехлитровый мотор «Альфа-Ромео-V6», бронзовому — 20 гоночных шин «Пирелли».
Как уверял меня участник этих соревнований Гюнтер Кобеле, занимая на каждом этапе места в первой дюжине, вполне можно окупить расходы на эксплуатацию и транспортировку гоночной техники. Порукой его словам то, что он приезжает выступать на все этапы из Германии. К слову, с 1993 года разыгрывавшийся 12 лет Кубок Франции в этой категории машин возведен в ранг официального чемпионата страны. Думаю, не последнюю роль в этом решении сыграли успехи спортпрототи-пов «Пежо-905» в чемпионате мира прошлого года. Вообще Франция — единственная страна в Европе, где проводятся состязания сразу в двух классах спортпрототипов. Кроме «Альфа-Ромео», существует еще и категория «Пежо-905-спайдер» — своего рода уменьшенная одноместная копия чемпионской машины «львов».
Увы, не могу сказать, что от желающих стартовать в заездах этих автомобилей нет отбоя. В Ногаро таких энтузиастов набралось лишь 13 человек. Почти в два раза меньше, чем на «Альфа-Ромео». Хотя в «Пежо» перед началом сезона пошли на серьезные меры, которые должны были снизить расходы участников.
Все моторы теперь готовятся только в мастерских «Пежо Тальбо спорт», где их пломбируют, исключая тем самым возможность дополнительной самостоятельной доводки. Увеличен минимальный вес машин — с 490 до 525 кг. Шестью штуками ограничили количество шин, которые можно использовать в одном соревновании, включая тренировки. Наконец, каждый участник должен заранее назвать ту единственную трассу, где ему только и позволено тренироваться в ходе сезона.
Между тем в заездах машин «супертуризма» участников оказалось тоже не густо—12 человек, но интерес к ним у зрителей и журналистов был несравнимо выше. Все говорило за то, что именно это действие — главное в спектакле, который разыгрывался в Ногаро.
В нынешнем году вступил в силу новый регламент этого чемпионата, согласно которому к соревнованиям допускаются только четырехдверные седаны длиной не меньше 420 см с годовым выпуском 2500 штук. Рабочий объем и скоростной режим безнаддувных моторов ограничен двумя литрами и 8500 об/ мин. Причем машины с приводом на одну ось должны весить не менее 950 кг, полноприводные —1050.
Аналогичные технические требования приняты в Италии, Великобритании и Испании, с явной надеждой на возрождение европейского, а может быть, и мирового чемпионата. Во французском первенстве заявлено шесть заводских марок: «Ауди», «Альфа-Ромео», БМВ, «Опель», «Пежо» и СЕАТ. Из них в Ногаро не было только СЕАТа, где не успели подготовить к сроку машины. По этой же причине «Пежо» был представлен одной, а не двумя машинами.
Кстати, выход на асфальт «Поль Арманьяка» «Пе-жо-405М 16» стал дебютом французской фирмы в домашнем чемпионате. До сих пор «Пежо» предпочитал выступать за рубежом — два года в Италии, год в Англии. Успехи, добытые на «чужих полях» и переход к двухлитровому классу во Франции подтолкнули «львов» к возвращению на родину.
Однако первые скрипки в оркестре французского «супертуризма» исполняют все-таки гости. Прежде всего «Ауди» и «Альфа-Ромео».
Пилоты немецкой фирмы заняли в прошлом году два первых места на автомобилях, подготовленных во Франции Фредом Стадлером при тесном сотрудничестве со спортивным отделением фирмы в Германии. В нынешнем году на подмогу прошлогоднему победителю Марку Суру был выписан из Германии чемпион ДТМ Франк Биела. И теперь по подбору гонщиков с «Ауди» может сравниться, пожалуй, только «конюшня» «Альфа-Ромео», чьи цвета защищают экс-пилоты формулы 3000 — бразилец Роберто Морено и Филипп Гаш. Говорят, что к ним может подключиться и сам Жан Алези.
Именно «Альфа-Ромео-155GTA», за рулем которой сидел Гаш, лидировала шесть кругов со старта в первом заезде в Ногаро. Но начавшийся дождь перечеркнул все надежды Филиппа. На мокром асфальте преимущество полноприводных «ауди» выглядело подавляющим, и Биела выиграл оба заезда. К слову, только в классе «супертуризм» соревнования состоят из двух равноценных заездов по 19 кругов каждый. В других категориях машин пилоты стартуют по разу. Правда, в некоторых формулах и классах соревнования разбиты как бы на две лиги. Когда-то и у нас, между прочим, чемпионат страны в формуле «Восток» проходил по такой схеме. Да, было времечко. Теперь, пожалуй, во всей России не наберется и дюжины гонщиков на формулах.
А вот в Ногаро только в формуле «Рено» на старт вышло 56 человек. Вообще к этой категории машин французы питают самые теплые чувства. Вам обязательно расскажут, что за все время ее существования с 1968 года победителями здесь выходили Жак Лаффит и Рене Арну, Дидье Пирони и Ален Прост, Филипп Алльо и Ален Ферте, Янник Дальма и Эрик Кома. Не забудут упомянуть, что формула эта настолько популярна, что приходится проводить отборочный заезд, а кроме основного чемпионата, существует еще и так называемое первенство любителей.
В нем участвуют пилоты только на шасси выпуска 1989—1991 годов. Несмотря на то, что формула «Рено» — это своего рода смотр молодых дарований, призовой фонд здесь отнюдь не «детский». 1 миллион 737 тысяч 200 франков, не считая главных призов по итогам сезона: за первое место — автомобиль «Рено-1 9-16S», за второе и третье — соответственно силовой агрегат и мотор для машин формулы «Рено». Здесь используются атмосферные двигатели объемом 1721 см3 от «Рено-21 GTS» мощностью 135 л. с. при 5800 об/мин.
Интересом французов к этим состязаниям ловко пользуется и сама фирма, вкладывающая в их проведение немалые средства. В Ногаро, например, «Рено» устроила своего рода презентацию новой городской модели — «Твинго». Шесть крохотных автомобильчиков, перевязанных разноцветными лентами с бантиками на крыше, чинно проехали несколько кругов по гоночной трассе под аплодисменты зрителей. Картина получилась весьма трогательная.
А меня, признаюсь, не покидало ощущение пацана с улицы, попавшего на праздник богатых детей. Вспомнились наши прошлые чемпионаты Союза. И они порой собирали по сто с лишним участников. И классов автомобилей в иные годы у нас было не меньше. И состязания, случалось, проходили в одном месте. И сборы недельные проводили. И кормили нас бесплатно. Все вроде бы было так похоже. Да вот только мы, по обыкновению, не умели довести дело до конца — трибуны пустые, призы из соседнего галантерейного магазина, линялая парадная форма...
Как сегодня я понимаю, в те времена мы не просто не умели, но и в принципе не могли превратить наши гонки в истинный праздник. Ведь что бы там ни говорили, в таком виде спорта, как автомобильный, балом правит коммерческий интерес, а не постановления партии и правительства о расширении и дальнейшем углублении.
Уверен, будет и на нашей улице, то бишь трассе, праздник. Вот только боюсь, к тому времени мы, русские автогонщики, вымрем как мамонты и молодым ребятам придется начинать с чистого листа.
Источник: Журнал «АМС», №9, 1993