По количеству различных гоночных классов, видов и подвидов итальянский чемпионат по кольцевым автогонкам легковых автомобилей прочно удерживает первое место в Европе и может смело именоваться самым «густонаселенным». Однако среди этого разнообразия неизменной любовью публики пользуется самая мощная и быстрая — «Супертуризмо».
Последние несколько лет украшением чемпионата была дуэль БМВ и «Альфа-Ромео». Но в 1992 году произошло неприятное для местных «тиффози» событие, круто изменившее устоявшуюся интригу первенства. Тогда красные «Альфа-155», вчистую разгромив БМВ-МЗ, покинули родные стены и отправились создавать себе имя в Германии.
После ухода заводской команды «Альфа-Ромео» баварская фирма всерьез вознамерилась вернуть себе «золото». Для этого, помимо подготовки новейших БМВ-318, она заявила в итальянском чемпионате лучших своих пилотов. 36-летний итальянец Роберто Равалья на автомобилях баварской марки становился победителем и мирового, и европейского, и немецкого чемпионатов. А компанию ему составил двукратный чемпион мира 50 по мотогонкам, экс-пилот Ф1 и победитель первенства Италии-89 венесуэлец Джонни Секотто.
Этому звездному дуэту да при сложившихся благоприятных обстоятельствах оставалось только побеждать. Поначалу все так и было: на стартовых этапах в Монце и Валлелунге Равалья набрал 75 очков из 80 возможных, следом держался и Секотто.
Но тут в борьбу неожиданно вступили 29-летний «перебежчик» из британского чемпионата англичанин Гэри Эйлз и экс-пилот Ф3000 35-летний Фабрицио Джованарди, выступавшие на «Пежо-405 MI16». Не имея за плечами никаких выдающихся достижений, они стали настойчиво теснить обоих чемпионов мира.
К ним вскоре присоединились частные «альфы» экс-пилотов Ф1 Джанни Морбиделли и Габриеле Таркуини. В то время как гонщики «Пежо» и «Альфа-Ромео», обживая высшую ступеньку пьедестала, делили победы на этапах и все ближе подбирались к лидировавшим БМВ, «баварские скакуны» заметно сникли. Казалось- Равалья уже ничего не сможет противопоставить «Пежо» Джованарди и «Альфе» Таркуини, которые были явно быстрей его БМВ на заключительных гонках.
К удивлению многих на предпоследнем этапе в Энна-Пергузе, что на острове Сицилия, Роберто выиграл оба заезда и стал практически недосягаем для соперников.
Великобритания
Если итальянцы могут похвастать обилием различных классов и категорий, то и англичанам есть чем гордиться. Чемпионат Великобритании в отличие от других первенств проходит не в 10, а в 14 этапов, на девяти различных трассах. Кроме того, британцы превзошли остальных по количеству марок всех автомобилей. Наравне с признанными лидерами «легкового» чемпионата — БМВ, «Пежо», «Воксхоллом», на старт выходят «Ниссан», «Тойота», «Рено» и совсем уж экзотическая «Мазда».
Партия же первой скрипки перед началом сезона, как и в Италии, отдавалась БМВ. И не зря. С первой же гонки в Сильверстоуне лидерство захватили пилоты «БМВ Мотор-Спорт» 33-летний Йоахим Винкельхок — родной брат погибшего в 1985 году пилота Ф1 и сам один сезон проведший в чемпионате мира и четырехкратный чемпион Британии 40-летний Стив Соупер. Они настолько резво стартовали, что уже к середине сезона оторвались от ближайших преследователей почти на полсотни очков. Лишь изредка лидеров беспокоили «воке холлкавальеры» чемпиона Великобритании-89 Джона Клеленда и Джеффа Аллама. Оба — почти ровесники (41 и 39 лет) и достаточно давно выступают в ВТСС (Бритиш Туринг Кар Чемпионшип), однако их «кавальеры» хоть и были такими же быстрыми, как немецкие машины, не отличались надежностью. Не сумел составить конкуренцию БМВ и бывший пилот «Лотоса» Ф1 Джулиан Бейли на «Тойоте-Карине». Но в середине сезона БМВ поджидало настоящее испытание.
На седьмом этапе в Пембри взору английских болельщиков впервые предстал новый «Форд-Мондео». Как оказалось, не зря появление этой модели так старательно подогревалось в прессе. В первой же своей гонке «Мондео» стоял во втором ряду стартового поля!
В самом заезде автор сенсации 45-летний четырехкратный чемпион ВТСС англичанин Энди Роуз ничем себя проявить не сумел — подвела подвеска. Зато его коллега новозеландец Пол Радисич добрался до финиша и принес «Форду» первые зачетные очки.
Но это было только прелюдией. На оставшихся этапах Радисич повел массированную атаку на позиции Винкельхока и Соупе-ра. Достаточно сказать, что на последних семи гонках Пол набрал вдвое больше очков, чем Винкельхок.
Выставь «Форд» свою команду не в середине сезона, а хотя бы тремя-четырьмя этапами ранее, лавровый венок чемпиона вряд ли ушел от новозеландца.
Франция
Не в пример Италии или Германии, где за каждую из двух гонок, составляющих этап, начисляются зачетные очки, этап французского чемпионата хоть и состоит из двух заездов, очки гонщики получают лишь по итогам обеих гонок, по сумме времен. Наряду с британским французское первенство считается одним из самых представительных в Европе.
В прошедшем сезоне помериться силами здесь собрались БМВ, «Пежо», «Альфа-Ромео», «Опель» и даже СЕ АТ. Каждая из них, за исключением, наверное, новичка-испанца, могла в равной степени рассчитывать на успех. Но как ни странно, ни одна из этих фирм добиться его так и не сумела. А сюрприз преподнесла «Ауди».
После скандала в немецком чемпионате-92 — тогда фирму обвинили в нарушении техтребований — «Ауди» отправилась в скитания по Европе. Первую остановку «ингольштадтский экспресс» сделал во Франции. В местном первенстве интересы «Ауди» давно представляла «конюшня» ROC. Теперь же она получила непосредственную поддержку завода.
«Ауди-80-кваттро» принимали, конечно, в расчет, но легкой победы не прочили. Как-никак, а пилотам «четырех колец» — Франку Биеле и Марку Суру, соответственно немецкому и французскому чемпионам (победа 48-летнего Сура в первенстве-92, между прочим, стала для него наивысшим достижением за более чем двадцатилетнюю карьеру) — противостояли ребята отнюдь не робкого десятка. Что ни говори, а победитель двух Гран-при Ф1 Жан-Пьер ЖаЬуй (в середине сезона его сменил чемпион мира в гонках на выносливость Янник Даль-ма), чемпион французской ФЗ и триумфатор Ле-Мана Кристоф Бушю на «Пежо», обладатель Гран-при Монако ФЗ Лоран Аелло на БМВ, два года проведший в «Бенеттоне» Роберто Морено на «Альфа-Ромео» смотрелись куда предпочтительней гонщиков «Ауди». Однако никакие регалии не спасли соперников Биелы и Сура от разгрома.
С первого же этапа в Ногаро пилоты «Ауди» взяли инициативу в свои руки. И несмотря на отдельные атаки вышеперечисленных конкурентов, Биела, одержав пять побед на десяти этапах, без видимых усилий выиграл чемпионат. О чем красноречиво свидетельствует самая большая (63 очка) в элитной четверке первенств Европы очковая пропасть, разделившая чемпиона Франции и второго призера.
Германия
Если охарактеризовать прошлогоднее немецкое первенство одной фразой, ею станет восклицание: «Все не как у людей!»
Автомобили — участники этого чемпионата — подготовлены по регламенту 2,5-литрового класса, тогда как вся остальная Европа признала 2-литро-вый «лимит». Такая обособленность привела к тому, что на трассах Германии остались машины лишь двух заводских марок — «Альфа-Ромео» и «Мерседес-Бенц». Что, конечно, не могло не сказаться на популярности состязаний. На первый же этап, проходивший в бельгийском Цольдере, зрителей пришло на 30 тысяч меньше, чем год назад. Да и интрига чемпионата не смогла вызвать энтузиазма болельщиков. Ни разу на протяжении всего сезона пилоты «Альфа-Ромео» не дали повода усомниться в превосходстве своих машин. Больше других в этом преуспел экс-пилот Ф1 29-летний итальянец Никола Ларини, вчистую выигравший чемпионат.
А ведь новичку DTM противостояли такие асы, как Курт Тийм, Роналд Аш, Клаус Людвиг, Бернд Шнайдер, Кристиан Даннер и другие. На последнем этапе в Хоккенхайме к ним присоединилась заводская команда «Опеля» в составе экс-чемпиона мира финна Кейо Росберга и немца Мануэля Ройтера. Но всё, чего удалось добиться новой «Калибре» — одно седьмое место в заезде.
На счету же Ларини три двойные победы (выигрыш обоих заездов на этапе) — больше, чем у кого бы то ни было, и 57-очковое преимущество над вторым призером. Достойно выглядел и его коллега по команде Алессандро Наннини. Несмотря на изуродованные в авиакатастрофе кисти рук, бывший пилот «Бенеттона» под занавес чемпионата выиграл две гонки на «Хоккенхайм-ринге».
Обидное поражение в родных стенах на фоне успехов Биелы и Винкельхока «на выезде» привело к тому, что немцы, похоже, осознали ошибочность ставки на 2,5-литровый класс. В нынешнем сезоне к нему прибавится более привычный для остальной Европы 2-литровый. «Поступиться принципами», понятно, пришлось не по доброте душевной, а в силу острой необходимости. «Младший» класс уже стал приманкой для новых участников; «Ауди», «Форд» и даже «Пежо» выказали желание участвовать в этих состязаниях. Хозяевам DTM остается надеяться, что их приход не позволит окончательно упасть престижу и популярности немецкого чемпионата.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1994