Многие еще за несколько дней до первого этапа очередной шестнадцатой «Гонки звезд» прослышали о том, что Владислав Штыков выйдет на старт на каком-то супер-«Опеле». И не на шутку взволновались. Однако при виде смешного автомобильчика (снятого, кстати, с производства в 1993 году) у большинства, ручаюсь, отлегло от сердца: «Куда такой годится маленький?..» Но прошло всего три заезда из шестнадцати, и даже самому далекому от автоспорта зрителю на ижевском ипподроме стало ясно, какая страшная сила таится в этой черной букашке.
Нынешнюю «Гонку звезд» можно было лишь по инерции назвать традиционной — настолько отличалась она от всего, к чему за пятнадцать лет привыкли наши любители автоспорта, да и сами гонщики, пожалуй. Начать с того, что даже название ее слегка изменилось: «Гонка звезд — За рулем — Кэмел-94». Впрочем, «слегка» — не совсем то слово. Став одним из организаторов состязаний, американская фирма «R. J. Рейнолдс Тобакко» взяла на себя половину шестидесятимиллионных расходов на их проведение.
Если вкладывать деньги, то делать это нужно с максимальной эффективностью — золотое правило бизнеса. А потому впервые в своей истории «Гонка звезд» стала двухэтапной. Деловые люди «Кэмела» совершенно резонно рассудили, что рекламный эффект от двух соревнований по крайней мере вдвое выше, чем от одного. Недаром ведь число этапов всех сколько-нибудь популярных гоночных серий в мире стремится к максимуму: необходимо охватить как можно больше уголков страны, региона или всей планеты. Чтобы каждый обитатель того или иного города хоть однажды услышал об автогонках. И, конечно, об их спонсоре.
Характерно, что идея проведения «зарулевской» гонки в несколько этапов пришлась по вкусу и отечественным бизнесменам. Едва прослышав об этом, свои услуги предложила фирма «Лоцман», уже имевшая опыт организации автогонок в Ижевске. Вот так первый этап «Гонки звезд — За рулем — Кэмел-94» в канун Нового года стал лучшим подарком любителям автоспорта столицы Удмуртии. Кстати, за 16 лет своего существования состязания звезд отечественного автоспорта впервые заглянули на дорожку ижевского ипподрома.
Изменилась и система проведения гонки. Если раньше редакция журнала «За рулем» рассылала именные приглашения лучшим гонщикам страны, сама определяя «звездный уровень» пилотов, то теперь место на старте обоих этапов заранее забронировали себе двенадцать лучших по итогам предыдущей «Гонки звезд». Еще полтора десятка спортсменов оспаривают оставшиеся четыре вакансии. Таким образом организаторам, думается, в максимальной степени удалось совместить спортивный принцип со «звездным» духом традиционной гонки.
Но среди всех новинок 16-й «Гонки звезд» было все же одно обстоятельство, роднившее ее с большинством предшественниц. Вот уже без малого десять лет, как почти все отечественные состязания — и «зарулевская» гонка в первую очередь — превратились в матч «Тольятти — все остальные». Вплоть до прошлого года отдельные победы Козанкова и Успенского казались лишь героическими случайностями на фоне мощной волны успехов вазовской заводской дружины. Сменялись поколения, но гонщики из Тольятти, сплоченные внутрикомандной дисциплиной, с методичностью парового катка крушили соперников на летнем асфальте, раллийных трассах и, конечно, на зимних дорожках ипподромов. А победы привлекали в «столицу советского автомобилестроения», вскоре ставшую столицей автоспорта, все новых талантливых ребят со всех уголков страны. И снежный ком вазовских успехов продолжал катиться дальше.
Уже год назад в Раменском тольяттинцам следовало бы задуматься — Сергей Успенский во второй раз за три года вырвал у них победу в главной гонке зимнего сезона. Однако ту осечку, очевидно, посчитали до некоторой степени случайностью; ведь москвич только в суперфинале сумел опередить Ренаса Мухаметзянова, а в основной гонке очков набрал меньше. К тому же в десятку лучших «Гонки звезд-93» попали шестеро вазовских гонщиков — это ли не успех?
А потому в Ижевске тольяттинцы составляли больше половины стартовавших. Кроме шестерки, обеспечившей себе стартовые номера еще год назад, в Удмуртию приехали еще четверо гонщиков ВАЗа Так что команда с берегов Волги была как никогда представительной.
Но еще накануне старта, когда на ижевском ипподроме проводились квалификационные заезды, прозвенел тревожный звоночек. Первые три места в заветной четверке заняли москвич Аркадий Кузнецов, ижевчанин Алексей Кулаков и Владимир Че-ревань из Орла, представляющий команду шахтерского городка Гуково Ростовской области. Лишь за четвертую строчку протокола удалось зацепиться тольят-тинцу Сергею Гурьянову (победителю этапа чемпионата Италии по кольцевым автогонкам!). Причем он показал время на полсекунды худшее, нежели Кузнецов и Кулаков.
«При всем моем уважении к Аркадию Кузнецову, здесь что-то не так,— обронил один из коллег-журналистов, когда мы возвращались с ипподрома.— Ну не мог он так легко и так много выиграть у Гурьянова, Мезенцева, Бузланова, Черноиванова Может, что случилось с хронометражем?»
Увы... К несчастью для всех поклонников вазовских пилотов (а я, признаюсь, из их числа), дело было отнюдь не в неисправных секундомерах. И в этом можно было убедиться уже на следующий день.
К началу заездов в полдень воскресенья хмурые тяжелые облака разошлись, выглянуло солнце, и ударил крепкий морозец. Но для тольяттинцев по-прежнему не было никакого просвета: заезд проходил за заездом, а их обходили чуть ли не все, кому не лень! Не говоря уже об Успенском, Балдыкове. Конине, Орловском, заявивших о себе еще год назад в Раменском, остальные тоже не хотели оставаться €<мальчиками для битья». Тот самый Аркадий Кузнецов, хоть звезд с ижевского неба, в общем, и не хватал, сумел дважды взять верх над победителями «Гонки звезд» Борисом Масловым и Николаем Мезенцевым, по одному разу — над Гурьяновым, Малюшитским, Мухаметзяновым, Черноива-новым, Беловым. Вот вам и «при всем уважении...»!
Но настоящим кошмаром стал для гонщиков ВАЗа черный «Опель» Штыкова. «Спидвейная» таблица «Гонки звезд» предусматривает шесть стартов для каждого из участников соревнований, причем стартовать они должны с шести разных дорожек. Традиционно одна или две считаются самыми выигрышными — в зависимости от подготовки трека. Если ему доставалась вторая, первая или третья — Владислав уносился вперед как ураган. Если шестая или пятая — черная малютка, не торопясь, очень осторожно (ведь денег стоит автомобиль, да еще каких!) «разбиралась» со своими соперниками, оставляя их за флагом одного за другим. Причем старейший — как же все-таки не вяжется это определение с молодым 35-летним мужчиной с веселой искоркой в глазах! — участник «Гонки звезд» показал ижевчанам целый каскад водительских приемов. Он обгонял соперников «внутри» и «снаружи», перед поворотом и на выходе из него. А самых упорных — вроде Успенского — объезжал на прямых. На все это Штыкову хватало одного-двух, очень редко — трех кругов.
«Я счастлив, что мое возвращение получилось победным!» — сияя говорил Владислав после гонки. Действительно, рекордные девять побед в девяти заездах стали великолепной триумфальной аркой гонщику, карьера которого едва не оборвалась в прошлом мае в несчастной аварии на трассе «Ралли-Германия».
В одиннадцатый раз участвуя в «Гонке звезд», Штыков впервые сумел взойти на высшую ступеньку пьедестала. Обливая шампанским призовой автомобиль от фирмы «Лоцман», Владислав был счастлив. И зрители, а их в этот день собралось никак не меньше двадцати тысяч, с восторгом встречали своего любимца: ижевчане по праву считают Владислава земляком, ведь стал он «тем самым Штыковым» именно здесь, в Ижевске.
А в вазовском лагере, между тем, царило вполне понятное уныние. Такого поражения тольяттинцы не терпели, пожалуй, ни разу за последнее десятилетие. Знаменитые «звезды» вылезали из машин смущенно или сердито, в зависимости от темперамента, пряча глаза. «Это ведь я во всем виноват,— сокрушался Борис Маслов.— Напутал с резиной и коробкой. А ребята на меня всегда посматривают. Вот и провалились».
Да, досталось им в Ижевске. И дело даже не в конкретном поражении. Гораздо важнее, что Штыков наверняка станет примером для остальных гонщиков. Черный автомобильчик, полученный пилотом всего за три дня до гонки и еще накануне совершенно не желавший заводиться, недвусмысленно дал понять всем, кто еще надеется на отечественное автомобилестроение,— эпоха советского автоспорта кончилась. Теперь каждый, кто хочет побеждать, должен рассчитывать не на организации ДОСААФ, не на заводы и патриотизм в масштабе города или страны, а на собственные силы. Лишь тот, кто сам найдет спонсоров или сам заработает деньги, может ожидать дивидендов в виде побед в автогонках.
Можно уже сейчас назвать тех, кто последует примеру Владислава Штыкова. Это наверняка Игорь Коновалов, выступающий под эгидой RTE, в прошлом Раменского автотранспортного предприятия, фирмы богатой и нуждающейся в рекламе. Кстати, свой потенциал Игорь блестяще продемонстрировал в Ижевске. Успенскому понадобился «силовой прием» в дополнительном заезде, чтобы вырвать все-таки второе место у молодого подмосковного гонщика. Это и тот же Сергей Успенский, невероятным усилием воли проложивший себе путь на русский автогоночный Олимп. Это все, кто не боится риска и кому «нечего терять, кроме собственных цепей».
Для всех же остальных победа «Опеля» стала трагической «черной меткой» — отречение или смерть. Обидно, что в самом худшем положении оказались те, кем мы по праву гордились. Ведь именно пилотов ВАЗа с самого их «гоночного детства» отучали от самостоятельности. О них всегда кто-то заботился, как о ребятах в интернате — форму выдадут, машины тоже. Твое дело — ездить...
Понятно, что покупать для заводских спортсменов «опели» или «фольксвагены» никто не будет — это было бы верхом абсурда»
У ВАЗа остается иной выход — совершенствовать собственный автомобиль.
И главное, большая часть пути в этом направлении уже пройдена. У завода есть 16-клапанный мотор с впрыском топлива, отменно зарекомендовавший себя в прошлогоднем чемпионате Италии по кольцевым гонкам. Двигатель собираются устанавливать на «десятку», но когда еще это будет! Так зачем же ждать? Для омологации машины в ФИА нужно выпустить партию в 2,5 тысячи штук, однако руководство завода на это почему-то не идет. Может быть, опасаются, что не найдется в России такого числа желающих сменить слабосильную «Самару» на ВАЗ-21083-07, заряженный 1600-кубовым, 16-клапанным мотором, мощностью полтораста сил? Да с руками оторвут, ручаюсь.
Но вместо этого на ВАЗе решили главные усилия направить на марафонские рейды. Что ж, каждый сам выбирает свою судьбу. Так говорили о себе еще герои Стивенсона.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1994