Так, в стиле рекламной кампании небезызвестного банка можно было бы обрисовать положение, в котором очутилась отечественная «королева», или, учитывая национальный колорит, «царица автоспорта». Одним из тех, кто время от времени пытается оживить эту безрадостную картину, можно назвать Игоря Ермилина, президента Ассоциации производителей автомобилей для спорта (АСПАС). Отчаянный романтик и партизан, в смысле сторонник русского «кольца», нет-нет да и напомнит, что этот вид автоспорта все-таки существует у нас в стране. Амбициозный проект проникновения в формулу 1, участие Виктора Козанкова в британском чемпионате формулы 3, попытки провести гонки на Ходынском поле в Москве. Теперь Игорь предлагает создать новый национальный класс — формулу «Ровер».
Техническая сторона затеи незамысловата. Суть в том, чтобы приспособить на таллиннскую «Эстонию-25» британский мотор. Именно этот симбиоз мы и увидели на презентации нового проекта в Москве. До начале официальной части оставалось время, и я присоединился к ветерану отечественного автоспорта Эдгарду Линдгрену, дотошно осматривавшему заморский двигатель.
— Два вала, 16 клапанов, электронный впрыск, водяное охлаждение — дело хорошее,— размышлял вслух Эдгард Львович. Да вот только, где на этом моторе ездить? Объем-то у него 1400 см . В формулу «Восток» не пустят — там 1300, в формуле 1600 — сам не поедешь. Двести «кубиков» — солидный гандикап. Выходит, надо отдельный класс организовывать. Стало быть, этот «Ровер» как минимум человек пятнадцать купить должно.
Победа «Ровера» здесь обеспечена, ведь в чемпионате участвуют только машины этой фирмы модели «216G Тi-купе».
«Цена скромная,— поспешил удовлетворить любопытство пытливых журналистов Ермилин,— две с половиной тысячи долларов. Гораздо меньше, чем у мотора для формулы «Опель-Лотос».
Правда, Игорь не стал приплюсовывать к стоимости мотора различные государственные сборы, которыми облагается ввозимая в страну зарубежная продукция. И главное, не упомянул, что для тех, кто все-таки приобретает двигатель «Опель», распахнута широкая дверь в международный автоспорт. В этой формуле проводятся и открытые национальные первенства, и Евросерия, и, наконец, командный Кубок наций. Обладателю же «Ровера» ничего не остается, как ждать, что его примеру последуют еще с десяток российских пилотов.
Кстати, в целях агитации за новую формулу, которая видится все-таки международной, АСПАС планирует вывезти пару российских гонщиков для показательных выступлений на трассы Восточной Европы. Если идеей загорятся-таки иностранные спортсмены, то в 1995 году, по мнению Ермилина, можно будет провести серию гонок, а в следующем сезоне и официальный чемпионат.
Все-таки путь к признанию формулы «Ровер» выглядит довольно тернистым. И тут возникает законный вопрос, почему же в партнерах оказался именно «Ровер», с его мотором так называемой серии К, не попадающим ни в один существующий класс? Позиция АСПАС понятна и достойна уважения. Там ищут любую возможность оживить отечественное «кольцо» и, очевидно, потому идут на контакты со всеми, кто выражает хоть малейшую заинтересованность в сотрудничестве. При нынешних экономических реалиях, надо понимать, таких энтузиастов немного. А в чем же состоит интерес британцев? И вообще, что представляет из себя сегодня эта компания?
Кристофер Белтон из отделения «Ровер-спорт» был весьма красноречив, рассказывая о производственных успехах своей фирмы. Из его выступления мы узнали, что сейчас «Ровер» — крупнейший изготовитель легковых автомобилей в Соединенном Королевстве с годовым выпуском более 500 тысяч штук. При этом фирма охватывает практически все секторы рынка.
Однако, когда речь зашла о спортивных достижениях фирмы, рассказ Белтона невольно напомнил мне доклады руководства раллийной сборной СССР мало разбиравшемуся в сути дела начальству ЦК ДОСААФ. Помнится тогда, заставив столы кубками за призовые места в своем скромном классе, тренеры не без успеха доказывали, что достигнута очередная впечатляющая победа.
Вот и шеф «Ровер-спорт» все больше упирал на достижения фирменных раллистов, сокрушивших в минувшем году в трех европейских состязаниях всех конкурентов в классе 1600 см3. Причем видно из скромности даже не назвал конкретно, что это были за соревнования.
Собственно в кольцевых гонках «Ровер» не рискует вступать в очный спор с конкурентами, предпочитая организовывать собственные состязания одной марки.
Справедливости ради замечу, что в спорте компания знала много лучшие времена. Чего стоят хотя бы победы в ралли «Монте-Карло» крохотного «Мини-Купера» в начале 60-х годов. Кстати, на той легендарной машине был установлен мотор серии А, который по удивительному стечению обстоятельств, вероятно, и стал причиной интереса «Ровера» к России.
Дело в том, что этот, мягко говоря, не новый двигатель британская фирма очень хотела бы пристроить на какой-нибудь российский автомобиль. В чем откровенно признался директор по развитию бизнеса отделения силовых агрегатов компании Алан Роули. Подобную операцию «Ровер» осуществил в Польше, продав 16 тысяч моторов для установки их на «полонезы». Правда, там речь шла о свежем двигателе серии К, а не о моторе тридцатилетней давности.
Понятно, для создания благоприятного имиджа фирмы в России ей весьма может помочь национальный чемпионат формулы «Ровер». Думаю, неплохо было бы воспользоваться этой заинтересованностью компании и намекнуть англичанам, что не грех не только продавать свои моторы гонщикам, но и, как говорится, помочь им материально. Тогда, вне сомнения, будущее новой формулы стало бы более определенным. Пока же на прямо поставленный вопрос о спонсорстве «Ровера» над таким чемпионатом мы получили довольно уклончивый ответ: дескать, конкретные формы будут согласованы.
Что ж, поживем — увидим.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1994