Признаться, для меня всегда было загадкой прежнее безразличное отношение фирм к таким соревнованиям. Это же по сути — прямая реклама их продукции. Ведь знаменитые пилоты сидят за рулем не спортивных снарядов вроде машин формулы 1, а тех автомобилей, которые болельщики могут пойти и купить в ближайшем магазине. Пожалуй, единственным объяснением служит то, что именно здесь особенно велика цена неудачи. Она может жестоко ударить по коммерческим интересам компании.
По счастью, руководство фирм сумело переступить через этот риск, чему мы и обязаны великолепным зрелищем, которое подарили 43 сильнейших гонщика «кузовного кольца» на трассе итальянской Монцы. Среди них, кстати, были пятнадцать экс-пилотов формулы 1.
Между тем, когда в конце 1992 года ФИА взялась возродить соревнования легковых машин под своей эгидой, возникло немало сомнений в успехе этой затеи. Главной трудностью была разработка единых технических требований к участвующим автомобилям. Ведь регламенты национальных чемпионатов во многом разнятся. Наибольшим своеобразием отличается немецкий чемпионат ДТМ, где спортсмены выступают на 2,5-литровых машинах, доведенных по весьма свободным требованиям. В то время как в большинстве стран приняты двухлитровые моторы, близкие к серийным. Не удивительно, что по мощности, скажем, «Альфа-Ромео-155» для ДТМ примерно на 250 л. с. превосходит те, что участвуют во французском чемпионате.
Инициаторы новых состязаний, а ими стали энтузиасты из Британского королевского автоклуба, решили не рубить с плеча и предложили разыграть международные трофеи в двух категориях: одной — близкой к той, что развивается в Германии (класс 1), другой — очень похожей на популярные в Италии, Франции, Великобритании (класс 2). Даже названия им придумали разные — соответственно Кубок Европы и труднопереводимое на русский язык «Туринг кар челлендж». Что-то вроде «Вызова кузовных машин». Для простоты давайте именовать эти состязания Кубком вызова. Помните, был такой трофей в хоккее?
Не в пример названию, судьба Кубка вызова оказалась более удачной, чем Кубка Европы в классе 1, участвовать в котором желающих не нашлось. Кроме, понятно, тех фирм, что выступают в ДТМ. А — их раз-два и обчелся. Так пришлось лидерам немецкого первенства — гонщикам «Альфа-Ромео» Наннини и Ларини — пересаживаться на менее мощные машины, чтобы не пропустить знаменательную встречу на высшем уровне. И все равно именно эти двое числились в несомненных фаворитах. Чего не скажешь о новозеландце Поле Радисиче, бронзовом призере британской серии. А он возьми да и положи всех конкурентов на обе лопатки — Пол показал лучшее время в тренировке и выиграл оба заезда.
Похоже, Радисич лучше других оказался готов к сюрпризам, на которые так щедра была гонка: повторный старт первого заезда, суета с выбором резины в перерыве при остром дефиците времени, мокрая от дождя дорога. Наконец — появление на трассе автомобиля безопасности после того, как попал в аварию француз Аелло. Пока судьи убирали обломки его БМВ, все участники собрались в единый пелетон, и преимущество, накопленное Полом по крохам, вмиг растаяло. Причем «пейс-кар» катал участников на малой скорости целых четыре круга, и гонка возобновилась, когда до финиша второго заезда оставался только один круг.
И все же, пожалуй, только однажды возникли серьезные сомнения в успехе новозеландца — когда он вчистую проиграл старт первого заезда, пропустив вперед Дальма и Ларини. Но тут ему невольную услугу оказал товарищ по команде — Роуз. Его «Форд» развернулся и заглох, перегородив почти всю трассу. Гонка была остановлена, а в повторном старте Радисич уже не упустил своего.
— Мне улыбалась удача,— сказал после финиша победитель.— Но тем не менее это самая тяжелая гонка в моей жизни.
Так мало кому известный до Монцы Радисич в одночасье стал знаменитым, а «Форд» вскоре направил его в Австралию защищать честь марки в тамошнем чемпионате.
Любопытно, что своей победой Пол в одиночку вывел Новую Зеландию на третье место в национальном зачете Кубка, итоги которого подводились вполне официально. Причем позади остались выступавшие в полном составе (а в расчет принимались три лучших результата) немцы, англичане и бельгийцы.
Кроме успеха новозеландца, к разряду неожиданностей можно отнести неудачу признанного фаворита французского первенства команду «Ауди». Секрет ее провала в Италии скорее всего в том, что на скоростной трассе в Монце полный привод машин из преимущества превратился в недостаток.
Итак, возрождение международных соревнований по кольцевым гонкам на легковых автомобилях состоялось.
Что же касается их престижа и значения, то об этом красноречиво свидетельствуют слова бронзового призера соревнований Филиппа Гаша:
— Третье место здесь стоит победы в чемпионате Франции.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1994