Второй притчей во языцех стал впервые проведенный трехэтапный чемпионат страны с применением шипованных покрышек. К удивлению признанных авторитетов зимнего трека, все смешалось в устоявшейся расстановке сил в этой дисциплине автоспорта. Появились дерзкие новички вроде Алика Гасанова, как-то сникли известные мастера. Штыков не участвовал в чемпионате, но перед каждым этапом спортсмены трепетали: не появится ли кто-нибудь на «Корее»? В этой неразберихе справедливость все-таки восторжествовала — чемпионом стал самый стабильный гонщик последних трех лет москвич Сергей Успенский. Но однозначного мнения о пользе шипов не сложилось. Основной вывод против сводился к тому, что, дескать, машина мчится, как по рельсам, водительское мастерство отошло на второй план, а успех приносит более мощный двигатель.
Давайте разберемся в сложившейся ситуации. В этом нам поможет аксиома — у каждого настоящего и будущего есть свое прошлое. Удивительным образом истоки двух проблем (участие иномарок на наших треках и применение шипованных покрышек) связаны с одним и тем же соревнованием и с одной ареной — с московским стадионом в Измайлове.
1982 год. Здесь впервые сооружен ледяной овал для «Гонки звезд». Естественно, на скользкой дорожке соревноваться без шипов было бессмысленно. Финская фирма «Нокия» предоставила участникам так называемые снежные шипы длиной рабочей части в 7 мм. Для льда они оказались малопригодными, но все равно эксперимент удался. Замечу, кстати, что уже в то время в большинстве зимних автосостязаний за рубежом применение шипов было обязательным. Однако у нас новшество не прижилось.
1989 год, тот же, но реконструированный ледяной трек в Измайлове, первые международные соревнования — «Гонка звезд» с участием спортсменов Финляндии. Кстати, и раньше журнал «За рулем» пытался пригласить на свои фирменные соревнования иностранных пилотов, но неизменно натыкался на сопротивление тех, кто руководил спортом в стране. На этот раз опасности авторитету «восьмерки» никто не увидел. Ведь гости привезли неопределенного возраста «Фольксвагена» жука и старенький СААБ. Однако дряхлый внешний вид оказался обманчивым. Под неказистыми кузовами скрывались внутренности машин, подготовленных по весьма свободным требованиям для ралли-кросса. Надо ли удивляться, что гости заняли два первых места. Этого ошеломляющего успеха, которому финны обязаны, в основном, либеральному отношению наших судей и организаторов, хватило, чтобы надолго отбить охоту приглашать иностранных пилотов.
Более того, как только заходила речь об ипподромных гонках с участием зарубежных машин, с ВАЗа незамедлительно поступал ультиматум — либо иномарки, либо мы. Таким образом, в трековых состязаниях был искусственно введен монополизм на «восьмерки». Логики в такой политике не было и тогда, нет и сейчас. Ведь те же тольяттинцы уже многие годы регулярно выезжают на этапы чемпионатов мира по ралли, где, как известно, соперников не выбирают, а шансы на победу «восьмерок» там гораздо ниже, чем в споре на родных зимних треках.
Уж не знаю, к счастью или нет, но сегодня гонщики ВАЗа отнюдь не на самых первых ролях, так что время грозных предупреждений с берегов Волги, очевидно, миновало. А стремление спортсменов выступать на более совершенных машинах вряд ли ныне можно игнорировать. Как нельзя отмахнуться и от того факта, что применение шипов повышает безопасность гонок и позволяет практически с одинаковым успехом соревноваться на снежных, и на ледяных дорожках. Последнее особенно важно, лед можно наварить даже в относительно теплые зимы. Что касается слишком сильного сцепления колес с дорожкой, то тут прислушаться, на мой взгляд, следует к мнению опытного в прошлом раллиста, а ныне председателя трекового комитета РАФ Анатолия Брума, предложившего сократить количество шипов с 20 до 12 на один погонный дециметр и уменьшить его рабочую часть до 3 мм.
К слову, именно такой вариант шиповки колес предусматривает и концепция трековых соревнований 1995 года, разработанная РАФ. Она же допускает и применение любых систем питания, что позволит несколько приблизить мощностные показатели отечественных машин к иномаркам.
Все вроде бы хорошо. Но в упомянутой концепции из-за желания создать всем равные условия и возможности предусмотрено столько классов (лиг) и вариантов зачета, что боимся, при нашей бедности не найдется столько ипподромов и необходимого количества гонщиков для многоэтапных чемпионатов России. Ее авторы это чувствуют. Неслучайно предусмотрен вариант: соревнования считать состоявшимися, если даже в них примут участие всего шесть спортсменов. Что на это сказать? Как бы в стремлении внедрить новое не разрушилась старая система, создававшаяся годами. Автоспорт — не аэробика, и поставить всех в равные условия невозможно.
Источник: Журнал «АМС», №6, 1994