Но вот в конце 80-х годов в международном календаре ФИА появился Кубок наций. Организатором его стала крупнейшая в мире автомобильная корпорация «Дженерал Моторс». Тут ничего удивительного, ведь заводов GM нет только в Антарктиде. В Южной и Северной Америке, а также в Африке выпускаются «Шевроле», в Европе — «Опель» и «Воксхолл», в Азии — «Тэу», в Австралии — «Холден». Кому как не «Дженерал Моторс» было позаботиться о широкой, действительно международной рекламной акции?
Именно поэтому национальные команды, участвующие в Кубке наций, получили в свое распоряжение одинаковые гоночные автомобили формулы «Опель-Лотос» (или, если хотите, «Воксхолл-Лотос», как называют ее на Британских островах). В октябре прошлого года, когда в Эшториле проходил очередной розыгрыш Кубка, в Португалию приехало полтора десятка команд из двух пилотов каждая. Двенадцать сборных представляли Европу, две — Южную Америку и еще одна выступала под голубым флагом ООН.
Как и год назад, принимала участие в Кубке наций эстонская команда. Правда, среди фаворитов она не числилась: результаты наших северо-западных соседей в Евросерии-93 оставляли желать лучшего. Райн Пильве набрал лишь одно очко, а Гвидо Алмере, спонсором которого, кстати, выступает российский нефтяной гигант «Лукойл», ни разу не сумел финишировать в зачетной десятке. Причина, по мнению самого Пильве, прежде всего в организационных неурядицах. «Машины в течение сезона находятся в Англии, а мы — дома, в Эстонии,— рассказывал Райн корреспонденту АМС в Эшториле, где проходил последний этап Евросерии.— Например, сюда наши автомобили привезли так поздно, что мы опоздали на тренировки, и в гонке придется ехать «с листа». Мы ведь впервые в Португалии». К тому же команда «Апекс Рэйсинг — Эстония» не может похвастать тугим кошельком, что даже в таких относительно дешевых и «демократичных» состязаниях, как формула «Опель-Лотос», очевидный минус.
Главными же фаворитами считались команды Бельгии, Италии и Португалии, в составе которых были победитель Евросерии Винсент Радермекер и вошедшие в шестерку лучших этого чемпионата Сандро Споладоре и Мануэль Жиау. Бельгийцы подтвердили свой высокий класс, показав первое и четвертое время в квалификации. И в первой же гонке — а Кубок наций проводится в два заезда по 15 кругов каждый — лидерство со старта захватил 26-летний Радермекер и удержал его до самого финиша. Четвертым закончил гонку 20-летний Вим Эйкманс, что принесло бельгийцам первое место по сумме после первого этапа с девятиочковым отрывом от ближайших преследователей. Их победа казалась тем более неизбежной, что главные соперники — португальцы и итальянцы — в первом заезде потерпели чувствительную неудачу. Жиау и младший брат пилота Ф1 Оливер Мартини, боровшиеся за второе место, были оштрафованы на минуту каждый за нарушение правил старта. Результат — 24-е и 25-е места и практически потеря шансов на завоевание Кубка.
В этой ситуации вторыми неожиданно оказались австрийцы. 30-летнего Хуберта Штромбергера и 19-летнего Мартина Альбрехта никто не числил среди претендентов на победу. Оба они не сумели даже войти в десятку лучших пилотов Евросерии «Опель-Лотос», заняв 12-е и 13-е места. Однако первый из них одержал победу на одном из этапов, что дало повод тренеру национальной австрийской команды — «в миру» менеджеру собственной «конюшни» из четырех пилотов — Вальтеру Пенкеру с оптимизмом смотреть в будущее.
А всего через час после официальной церемонии награждения команд-победительниц счастливый Альбрехт признался окружившим его журналистам: «Мы и не рассчитывали на такой результат! Всем, что произошло сегодня, мы обязаны мудрому руководству герра Пенкера».
Мартин с юношеским максимализмом немного преувеличил. Отдавая должное менеджеру австрийцев, нужно заметить, что не видать бы им победы как своих ушей, если бы не счастливый (для них, разумеется) случай. На протяжении семи кругов второго заезда лидировал Радермекер, спокойно контролируя гонку. Но до победы бельгийцам не хватило буквально пары минут. На машине Винсента что-то неладное стало твориться с электрооборудованием, и несчастный Радермекер, пропуская соперников одного за Другим, финишировал лишь 21-м, отстав на три круга. Если бы он закончил гонку хотя бы 18-м, Кубок наций отправился бы в Бельгию. Но «если бы», как известно, в спорте не котируется.
Так и получилось, что австрийцы, на счету которых всего-то два шестых и два восьмых места в двух заездах, получили Кубок дружбы почитателей «Опеля».
Португалия, Нидерланды и вот теперь — Австрия. Кубок наций каждый год меняет владельца к вящему удовольствию людей из рекламного отдела «Дженерал Моторе». И вот уже в недрах гигантской корпорации родился еще один смелый проект — возрождение бывшего Кубка дружбы бывших соцстран. Ни больше, ни меньше!
Десять этапов — по два на чешских трассах в Брно, Мосте и польской Познани, по одному в австрийском Цельтвеге, венгерском «Хунгароринге», а также в Риге и Киеве — предполагается включить в программу Восточного кубка формулы «Опель». Так называются соревнования в меморандуме, разосланном их организаторами — чешским журналом «Аутомобиль Ревю» и восточно-европейской штаб-квартирой «Дженерал Моторе» — национальным автомобильным федерациям Австрии, Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Словении, России, Хорватии и Эстонии.
Впрочем, не будем обольщаться. Если и состоится в нынешнем сезоне розыгрыш Восточного кубка, шансы, что его этап пройдет в Киеве или что в нем примет участие сборная России, весьма невелики. Другое дело — Кубок наций. «Отчего не видно здесь ваших ребят? — недоумевал в Эшториле Райн Пильве.— Что мешает им принимать участие в этих уникальных состязаниях? Мы готовы поделиться всем опытом и информацией, что накопили сами».
Итак, кто откликнется на призыв бывшего участника чемпионата СССР? Может быть, российский «Лукойл» станет спонсором и русского пилота? Или раньше сообразят это сделать его конкуренты? Будем надеяться, что на следующем Кубке наций ответом на все эти вопросы станут два автомобиля формулы «Опель-Лотос», раскрашенные в цвета национального флага России.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1994