Причиной внезапной хвори стал учрежденный ФИА Кубок мира для автомобилей группы А с безнаддувными моторами объемом до 2000 см3 и приводом на одну ось. Новый класс получил название формула 2 — не слишком вразумительно (традиционно «формулами» называют гоночные автомобили с открытыми колесами), зато броско, хорошо запоминается и, в общем, отвечает сути — два литра, два ведущих колеса.
Кубок появился на свет лишь год назад, но уже настолько пришелся по душе и автозаводам, и гонщикам, что вскоре, возможно, о группе N будут вспоминать лишь автомобильные историки. Впрочем, объективно говоря, все проблемы последней являются лишь следствием заложенных в ней недостатков.
Зачем, скажите, вообще существует группа N, чем она является для высшей лиги мирового первенства? В первую очередь, наверное, кузницей кадров, так сказать, школой молодого раллиста. Вот только учиться молодежи приходилось на взятых с конвейера серийных автомобилях. В этих машинах вы никогда не доберетесь до финиша, если будете ехать слишком быстро и жесткое, — словам прошлогоднего обладателя Кубка мира Ф2 бельгийца Бруно Тири стоит поверить.
Вот и получается, что пилот группы N прежде всего должен думать о сохранении своего автомобиля. Однако простой доезд до финиша ничего не скажет об этом водителе менеджерам богатых команд, куда он, несомненно, хотел бы попасть.
Это первая и, пожалуй, основная причина заболевания группы N.
Но есть и другие. Раньше, к примеру, многие автозаводы не принимали участия в «младшей раллийной лиге», не без оснований полагая, что их серийные машины могут не выдержать тяжелейших нагрузок чемпионата мира и окажут тем самым своей марке медвежью услугу на рынке. С появлением же альтернативы серийным машинам в лице Ф2 проблема отпала.
Молодые гонщики не мучают себя более ездой на хрупких «конвейерных» автомобилях — в конце концов ралли не фигурное вождение, — а борются на специально подготовленных конструкциях и получают реальный шанс обратить на себя внимание сильных раллийного мира. Свежайшее тому подтверждение — приглашение того же Тири в «Форд». По стечению обстоятельств его место в «Опеле» Ф2 занял другой бельгиец — Грегуар де Мевиус, двукратный, между прочим. чемпион группы N.
Судя по большому притоку в Ф2 различных автомобильных марок, довольны и заводы. Несмотря на то, что в нынешнем Кубке выступает только одна действительно заводская «конюшня» — «Шкода», различные национальные команды «Опеля» («Дженерал Моторс Юроп»), «Пежо», «Рено». «Ситроена», «Ниссана» выглядят очень уверенно. Недавно выставил на раллийные трассы свой новейший 16-клапанный «Гольф» и «Фольксваген», а «Пежо» ведет доводку модели 306 S16, омологированной в апреле.
В нынешнем году календарь Кубка мира составлен из восьми этапов, пять из которых пройдут в рамках мирового первенства, а три заменили собой ралли, результаты которых ранее шли лишь в личный зачет. Теперь очки на них будут присуждаться только участникам на машинах Ф2.
Шведское ралли было как раз первым из подобных этапов — впереди еще состязания в Австралии и Испании — и на нем так же, как и год назад, в зачете Ф2 первенствовал Пер Сван из команды «Опель Тим Свидэн». хотя в абсолютном зачете он был седьмым.
Как видно из таблицы, группа N все еще жива, и серийные машины — благодаря полноприводной конструкции и большему рабочему объему двигателя — опережают автомобили Ф2. Так что бывшая «младшая раллийная лига» еще не оставила попытки отразить неожиданное нападение формулы 2. Однако вряд ли из этого что-нибудь выйдет Ведь в автоспорте, как и в природе, выживает сильнейший Что поделаешь — естественный отбор.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1994