И впрямь, «Опель» был в столице Удмуртии безоговорочным фаворитом. Штыков выиграл все девять своих заездов. установив тем самым новый рекорд «Гонки звезд». Но вот в Раменском у черного «Опеля» появились два близнеца — белые, украшенные эмблемами английского филиала «Дженерал Моторе» — «Воксхолла» (в дальнейшем. чтобы избежать путаницы: «Опель-Kopca-GSI» и «Воксхолл-Нова-GSI» — суть машины абсолютно одинаковые, подготовленные для соревнований специализированной британской фирмой — мы будем называть их «опелями», что. очевидно, больше соответствует маркетинговой политике GM на русском рынке). Причем сам Штыков предпочел именно один из них — может быть, памятуя о том, как несколько раз подводил его в Ижевске компьютер, управляющий работой мотора черного «Опеля». Но скоро выяснилось, что выбор Владислава не был счастливым.
За неделю до второго этапа «Гонки звезд» в Раменском проходила ипподромная гонка, по итогам которой определялись имена 13-го и 14-го участников (первая дюжина спортсменов стала известна по результатам «зарулевских» состязаний предыдущего года). Так вот. Аркадий Кузнецов, выступавший там на третьем автомобиле фирмы «Си-Ac», уступил не только Сергею Успенскому, но и Алексею Коростелеву и Владиславу Гуськову. Правда, через шесть дней, во время квалификационных заездов «звездной» гонки, Аркадий реабилитировал себя, в первой же попытке «уехав» от лучшего из соперников почти на две секунды. Но в воскресенье белый «Опель» под номером три так и не удалось завести — «умер» компьютер — и его место заняла «Самара» запасного гонщика Андрея Бойко.
Зато триумфатор ижевского этапа черный «Корса-GSI» выигрывал свои заезды без видимого напряжения, уже после первого круга «везя» преследователям почти прямую. Правда, на этот раз за его рулем сидел Сергей Балдыков, чей спонсор, АО «Газпром», арендовал машину у фирмы «Си-Ас».
28-летний ижевчанин обратил на себя внимание еще на прошлогодней «Гонке звезд», неожиданно для многих пробившись тогда в суперфинал. И вот теперь, на Раменском ипподроме, получил реальный шанс стать лучшим зимним пилотом России. Для этого ему нужно было лишь объехать Штыкова, потому что. по общему мнению, других соперников можно было спокойно сбросить со счетов.
Первым «позаботилось» о том, чтобы облегчить Балды-кову жизнь,... руководство Волжского автозавода. «В связи с тяжелым финансовым положением команда ВАЗа не сможет принять участие в соревнованиях», — гласила телеграмма, пришедшая в адрес журнала «За рулем». После сокрушительного поражения вазовцев в Ижевске такое решение не было неожиданностью. Удивила причина — нет денег на топливо для автовоза. Организаторы «Гонки звезд» немедленно отправили факс о готовности компенсировать транспортные расходы тольяттинской команды. Тогда выяснилось, что не хватает денег на резину...
Что ж, каждый сам выбирает дорогу, по которой ему легче идти. Решение ВАЗа не застало организаторов врасплох: за главный приз второго этапа «Гонки звезд» — новенький ВАЗ-2108 — выразили желание побороться более двух десятков гонщиков. Так что о серьезном снижении уровня состязаний говорить вряд ли приходится. Огорчало другое — согласно уставу Российской автофедерации, в соответствии с международными нормами, пилот, подавший заявку на участие в соревнованиях и отказавшийся от него без достаточно веских причин, может быть дисквалифицирован на целый сезон. Таким образом, за решение руководства расплачиваться должны были спортсмены.
К счастью, они не захотели мириться с положением послушных овечек. «Нам что, впервой за свои деньги на гонки ездить? — выразил общее мнение Ренас Мухаметзянов. Всеми правдами и неправдами наскребя денег («И зачем эту гонку на шипах решили проводить? — спросил меня тот же Ренас. — Обычные покрышки дешевле...»), помчались они в Москву. Организаторы отнеслись к «блудным сынам» из Тольятти с пониманием, оттягивая, насколько возможно, регистрацию. В субботу утром появился Омар Кахишвили. Потом, остановленный дважды на постах ГАИ. подтянулся Александр Белов: «Мы в любом случае добрались бы сюда. Даже если бы пришлось ехать на боевых машинах!» И наконец уже утром в воскресенье примчался Виктор Малюшитский.
Прибытие вазовцев стало не последней приятной неожиданностью этого на редкость морозного солнечного дня. До старта оставалось более полутора часов, когда, раздвигая милицейские кордоны своим величественным видом, в морозную дымку, окутавшую Раменский ипподром, вплыл автобус «ЗИЛ-119-Юность» с эскортом из серых и черных «волг». Собственными глазами взглянуть на «Гонку звезд» прибыл не кто-нибудь, а сам президент ФИА Макс Мосли.
Юридическое образование и четвертьвековая практика сделали высказывания этого человека по любому вопросу отточенными, выверенными. не допускающими различных толкований. Когда уже во время самой гонки господин Мосли в компании президента РАФ Николая Пугина пришел посмотреть, как гонщики проходят виражи, он уважительно присвистнул: «А эти ребята отлично знают свое дело. На какой скорости они заходят в поворот!» «Русская Инди», — произнес кто-то рядом. «Скорее NASCAR на льду», — живо откликнулся президент ФИА, и в глазах его читался неподдельный интерес.
Посмотреть было на что. Всю предшествующую гонкам неделю синоптики мрачно предрекали на «уик-энд» страшные морозы. Поэтому организаторы всерьез опасались, что трибуны останутся полупустыми. Но их тревога оказалась напрасной. Если во время представления участников и в самом деле еще можно было отыскать свободные места, то к старту первого заезда таковых уже не осталось. И преданность болельщиков была вознаграждена сторицей.
Несмотря на шипованные покрышки, в которые были обуты колеса машин, что, казалось бы, автоматически означает езду как по рельсам, отсутствие головокружительных пируэтов, опасных моментов, захватывающих дух столкновений, второй этап «Гонки звезд — За рулем — Кэмел-94» стал одним из самых интересных состязаний на ледяных дорожках в последние годы. Таблица заездов, уныло отмечая четвертые. пятые и шестые места спортсменов, не дает полного представления о том. как доставались им эти очки.
В четвертом заезде Гуськов. отсутствие достаточной трековой подготовки которого все же сказывалось (сын миллионера, простите, теперь уже, наверное, миллиардера. основателя торговой фирмы «Гуськов и сын» едва ли не впервые сел за руль спортивного автомобиля всего неделей раньше, в качестве пилота «нулевого» экипажа ралли «Мороз») в первом вираже «облокотился» на автомобиль Мухаметзянова. Обе машины в тучах ледяной пыли встали почти поперек дороги, и в это время в поворот влетел Алексей Кулаков... Когда снежная завеса рассеялась, «восьмерка» ижевчанина представляла собой печальное зрелище — без лобового стекла, жалко сгорбившаяся — не было на ней ни одного живого места. Но Алексей — вне гоночной трассы мужчина неторопливый и рассудительный — не пожелал оставить борьбу. Так что три его очка дорогого стоят.
Тольяттинцы сражались как львы. В отсутствие так и не приехавших Бориса Маслова и Юрия Боровикова (последнего земляки на техничке встречали в Шереметьево до воскресного утра) и с неудачей, постигшей в первом же заезде Кахишвили, Мухаметзянов, Белов и Малюшитский бились за шестерых. В результате всем им удалось объехать недавнего обидчика — Сергея Успенского. Малюшитскому же до выхода в суперфинал не хватило лишь одного очка.
Вазовцы порадовали не только жаждой борьбы, но и умением вести ее честно. До гонки раздавались голоса — мол, справиться с шустрыми «опелями» не составляет труда для команды из двух, трех, четырех спортсменов. Нужно взять неприятеля «в коробочку», и его песенка спета — если не на всю гонку, то уж на один заезд точно.
Ничего подобного в Раменском (как, кстати, и до этого в Ижевске) не случилось. Все участники «Гонки звезд» старались играть по правилам, максимально корректно, причем казалось, что особую предупредительность проявляют они к фаворитам — пилотам «опелей». Во всяком случае, похоже, именно так произошло в злополучном 13-м заезде. В конце дальней от трибуны прямой Владислав Штыков, до этого державшийся на четвертом месте, по внутренней дорожке предпринял решительную попытку обойти сразу троих соперников. Мчавшийся бок о бок с ним Сергей Самсонов, видимо, решил чуть подвинуться вправо, чтобы не препятствовать будущему несомненному победителю заезда. Но еще правее летела «восьмерка» Малюшитского, и столкновения избежать не удалось.
В следующее мгновение зрители увидели — в полном соответствии со словами Мосли — аварию в стиле NASCAR. «Опель» Штыкова, закрутившись в снежном вихре, пропал из глаз. «Самара» Самсонова, наоборот, взметнувшись в воздух, приковала к себе взгляды тысяч зрителей. Вот она несколько раз перевернулась в воздухе и ударилась левым бортом о столб...
К счастью, никто не пострадал. Штыков даже своим ходом добрался до технички. Самсонова — живого и здорового — в парк участников привезли механики. Правда, стоило посмотреть на Сергея, когда он сидел в «Москвиче» рядом с останками своей «восьмерки» и жутко тоскливым взглядом созерцал дело своих рук. Судьи усмотрели в происшествии вину Самсонова, и среди зрителей раздавались голоса, что пензенский гонщик не дорос еще до «звездного» уровня. Однако второе место в отборочных заездах, где он опередил всех пилотов на «восьмерках», победа в одном из заездов, третье место в другом говорят об обратном. Не расстраивайся. Сергей, в конце концов когда-то будущего чемпиона мира Й. Шехтера обвиняли в том, что не дорос он до Ф1.
Несчастный 13-й заезд стоил Штыкову второго места. А обошел его, к огромной радости своей команды и полному недоумению всех «знатоков» зимнего трека, Алексей Коростелев. 38-лет-ний гонщик из команды «RTE-Гжель» достаточно давно известен как раллист, а вот на треке до сих пор заметных успехов не достиг. Нынешний сезон, похоже, раскрыл нам еще одного одаренного зимнего трековика.
Но вот наступил суперфинал, и, да простят мне остальные четверо его участников, на сцене осталось только два актера — Штыков и Балдыков. Эх, если бы снимали это зрелище не телемастера из Останкино, а «Евроспорт» или TF-1I Наверняка кульминационные моменты суперфинальных заездов крутили бы потом по многочисленным каналам, заставляя зрителей восхищаться мастерством, выдержкой и смелостью пилотов А так, чудо, которое подарил Штыков любителям автогонок, видели лишь несколько тысяч человек в Раменском да немногие энтузиасты в передаче «В мире моторов».
Владислав обязан был доказать, что он — «звезда», а не просто удачливый водитель мощного автомобиля. И это ему удалось!
Как — до конца не знает, наверное, даже сам гонщик: «Моторчик работал как будто на последнем издыхании, и я жалел его насколько возможно. Но в суперфинале плюнул на все — пан или пропал...»
Вот уже сто лет люди не перестают спорить, что главное в автогонках — человек или машина. Если бы среди зрителей второго этапа «Гонки звезд-94» был знаменитый наш полководец, он бы непременно воскликнул: «Машина — дура. «Штык» — молодец!»
Источник: Журнал «АМС», №5, 1994