Помог случай. На немецко-швейцарской границе, где мы мучались в недоумении, неожиданно появился "Икарус" с туристами из Латвии. Они тоже направлялись в Роггенбург и, хотя точного местонахождения его не знали, обозначили на нашей карте кружочком небольшой район южнее Базеля — где-то, мол, должен быть здесь.
Промчавшись около двухсот километров в нескончаемом потоке машин, наш БМВ свернул со скоростной дороги и вскоре оказался в глубоком ущелье. Швейцария предстала во всей своей суровой красоте. Узкое шоссе петляло вдоль быстрой речки, одноколейная "железка" то и дело скрывалась в пещерах-тоннелях, о высоте гор слева и справа можно было только догадываться: их голые, мрачно-серые вершины не просматривались из салона машины. Где же здесь проводить мотокросс? Наверное, заехали не туда Указателя с названием Роггенбурга по-прежнему не было. Но неожиданно на одном из серпантинов с развилкой дорог появилась табличка со стрелкой "мотокросс". Честно говоря, в окружении неприступных скал она показалась неуместной шуткой
Несколько слов о трассе, с которой познакомился на следующее утро. Помнится, о "Кроссе наций-93" в Австрии АМС рассказал в первом номере за нынешний год со слов побывавшего там президента нашей Ассоциации профессиональных кроссменов С. А. Кудинова.
Перечисляя позиции, по которым российские спортсмены отстают от своих западных коллег, Станислав Алексеевич выделил главную — мы забыли, что собой представляет современная классическая трасса. Да, роггенбургская не только красива и живописна, но и удивительно удобна для зрителей, имеющих возможность наблюдать борьбу с любой точки, поскольку просматривается полностью. Она еще и предельно сложная, скоростная. То ныряет с головокружительной высоты в долину, то поднимается к вершине очередного холма. Гонщикам здесь ни секунды покоя: каменистые участки, напоминающие стиральную доску, сменяются травяными, скользкими и вязкими песчаными, все подходы к трамплинам и плавным поворотам свободные. При отточенном мастерстве их можно преодолевать на предельной скорости, используя мощностные возможности современных мотоциклов.
Как это не вяжется с нашими дистанциями, ставшими очень модными суррогатами классики и стадионов-кроссов, где по-настоящему и разогнаться негде, поскольку на равнине трамплины и крутые повороты следуют одни за другими. Тихо прокатились, весело, без всякого напряжения попрыгали — вот и все удовольствие для гонщиков и зрителей. Да, нелегко придется россиянам после такого щадящего кроссового режима у себя дома здесь, в Роггенбурге, спорить с опытными скоростниками мира.
Забегая вперед, отмечу, что это безрадостное предстартовое предположение полностью подтвердилось. Думается, еще несколько обстоятельств повлияло на судьбу нашей сборной в нынешнем "Кроссе наций". Она умудрилась приехать в закрытый парк соревнований не в пятницу, как все команды, а субботним утром, всего за три часа до тренировки. А тут еще организаторы внесли весьма существенную поправку в регламент чемпионата. Ссылаясь на то, что прибыло необычно большое количество участников — 93, представлявших 31 национальную сборную, они решили по итогам субботних квалификационных заездов определить две группы коллективов — двадцать, которым предстояло бороться за призовые места в трех заездах, и одиннадцать, участвующих в единственном утешительном финале с 21-й строчки и ниже в турнирной таблице. Выходило, что как бы разминочная прежде суббота превращалась в серьезный день испытаний.
Стоит ли говорить, что после бессонной ночи надеяться на успех нашим, как, впрочем, и спортсменам Украины, приехавшим всего часом раньше, было бесполезно. К тому же "помогла" хроническая привычка переносить неотложные дела на последний час: почему-то не нашлось позиции в классе 250 см3 мчался и Юри Руул, но из-за прокола вынужден был сойти с трассы. Верный шанс выступить в двадцатке сильнейших сборных, увы, упущен. Об утешительном финале говорить нет смысла: места перечисленных команд и их спортсменов приведены в публикуемой здесь таблице.
Назову еще четыре команды, которым было по плечу завоевать главный приз: Франция (в квалификации 9 очков и 1-е место), Германия (13 и 2-е), Швеция (23 и 5-е), Англия (25 и 6-е). Особенно нужно выделить французов.
Из-за океана приехал помочь своим соотечественникам Жан-Мишель Бэйль, который привез специально подготовленную в США "Хонду-500" для Ива Демарии, бронзового призера нынешнего чемпионата мира в кубатуре "250", и показавшего самую сильную и стабильную езду в конце сезона. Ив был вне конкуренции в квалификационных заездах, демонстрируя высочайшее мастерство на сложной трассе. Итак, судя по субботней раскладке сил, можно было предположить, что тройку призеров составят США, Франция и Бельгия.
Программу воскресного дня открывал заезд на машинах 125 и 500 см3. Напомню, что спортсмены, учитывая разницу в мощности мотоциклов, соревнуются только в рамках своего класса. Де-мария, хотя и начал гонку пятым, уже на первом круге, после крутого подъема и затяжного прыжка на вершине с трамплина, красиво в полете опередил соперников и вышел в лидеры. А американцев что-то не видно. Только к середине заезда Ларокко пристроился за Ивом Демарией, а вот другому заокеанскому гостю, Джеффу Эмигу (125 см3), пришлось совершить настоящий подвиг: затерявшись поначалу в хвосте вереницы гонщиков, он сумел финишировать вторым в своем классе после англичанина Пола Малина. На две трети прогноз сбылся: лучшую сумму очков — четыре — набрали американцы, у французов на одно больше, но и англичане ни в чем не уступили сборной США: к двум очкам Малина столько же прибавил Курт Николл (500 см3).
Думается, исход борьбы решил второй заезд на машинах 125 и 250 см3. Снова американцы вчистую проиграли старт. Они не смутились и деловито принялись за черновую работу — догонять ушедших вперед соперников. Но гонка ныне продолжается не три четверти часа, а около 35 минут, за которые гонщики успевают преодолеть всего 14 кругов. Несмотря на цейтнот, Майк Кедровски (250 см3) перебрался на четвертое место вслед за Мар-ником Бервоетсом (Бельгия), Робом Херрингом (Англия) и Фредериком Болли (Франция). Эмиг — снова второй, а это значит, что набрано 6 очков и с учетом предыдущего заезда у американцев стало 10. У французов — 12. Но вот незадача: тот же Пол Малин финишировал первым, обойдя 13 соперников на более мощных машинах. Его усилиями англичане набрали 7 очков и вышли в единоличные лидеры.
Но у этого трио команд еще были шансы, чтобы перекроить верхнюю часть таблицы. Двум Майкам — Ларокко и Кедровски — следовало победить в своих классах 500 и 250 см3. И если их главные оппоненты, англичане Николл и Херринг, останутся за чертой призеров, американцы уедут с очередной победой. Ларокко свою задачу выполнил, а вот Кедровски снова из-за слабого старта оплошал: он закончил дистанцию лишь пятым. И хотя Херринг занял в этом заезде только шестое место, его выручил Курт Николл, приехавший вторым на "пятисотках".
Радости англичан не было предела. Еще бы, пятнадцатикратные — больше, чем другие сборные — победители "Кросса наций", в последний раз они праздновали успех 26 лет назад. И вот спустя столько времени доказали, что, не имея в своем составе "'звезд" первой величины, могут, благодаря неукротимому бойцовскому духу, обойти таких грандов, как сборные США, Бельгии, Франции, Италии, Швеции, и завоевать самый престижный в мировом мотокроссе трофей.
Источник: Журнал «АМС», №11, 1994