Впрочем, не один Маркин сетует сейчас на незавидную судьбу: недовольны своими результатами многие именитые гонщики, на счету которых победы в прошлом на этапах и в первенствах. С образованием ныне суперкласса сюда перебрались все сильнейшие, в том числе шесть чемпионов Европы разных лет, что до предела обострило борьбу между участниками. Смешало карты некоторым явным фаворитам, к числу которых Маркина, как ни старался, к сожалению, не отнесешь, также то обстоятельство, что технические требования здесь весьма вольные: ограничения существуют только по минимальной массе машины (от 5 тонн) и объему двигателя (до 12 литров).
Многие ведущее фирмы, располагающие отличными пилотами и решившие выставить свою технику именно в этом самом престижном классе, оказались неготовыми в чисто конструкторском плане. У МАНа возникли проблемы с ходовой частью: сулившие большие перспективы пятирычажные подвески спереди и сзади преимуществ на первой половине соревнований не дали. Представитель этой фирмы немецкий барон и наш собрат по журналистской профессии Ханс-Георг фон Марвитц даже решил действовать в одиночку. Он не скрывает, что нынешнее первенство для него — подготовка к будущему сезону, а пока на каждом этапе немец испытывает очередные новинки, самостоятельно совершенствуя свой автомобиль. Финская СИСУ, которую мы представляем на этих страницах, не успела к началу сезона подготовить мощный и надежный 12-литровый мотор и только к пятому этапу — Гран-при Германии, похоже, нашла оптимальное решение. Технические неполадки замучили некогда грозных "вольво", "фордов" и "ивеко". Отсюда нервозность гонщиков, силовые приемы борьбы на трассах, часто переходящие рамки правил.
И лишь всемогущий "Мерседес-Бенц" во всеоружии подошел к началу нынешнего сезона. Он выставил в суперклассе настоящее стадо седельных тягачей. А какие пилоты защищают честь этой фирмы! Англичанин Стив Парриш, швед Слим Боргудд, немец Фритц Кройтцпойнтер, француз Жерар Кине — все чемпионы Европы прошлых лет, причем трое целиком находятся на обеспечении "Мерседеса". Первую половину дистанции грузового кольца это трио, выражаясь футбольным языком, разыграло в одни ворота, деля призовые места между собой. Но, видимо, конструкторы фирмы перестарались в форсировке двигателей Уже на пятом, родном этапе — Гран-при Германии, появились признаки их усталости. Катастрофа разразилась двумя неделями позже на английской трассе в Донингтон-Парке. У Парриша заклинило мотор уже в первом заезде и для него, казалось, безоблачный путь к чемпионскому титулу обернулся здесь скромной добавкой в 10 очков, добытых в квалификационной гонке. Лишь оперативность механиков, сумевших заменить двигатели, спасли Боргудда и Кройтцпойнтера от участи Стива.
Продолжая техническую тему, вернемся в Александру Маркину. Да, его ЗИЛ с американским мотором "Катерпиллер" не добирает до положенного максимума примерно литр рабочего объема. Это, конечно, сказывается в основных местах возможного обгона — на выходе из поворотов, где мощности явно не хватает. Но с другой стороны, думается, ему и обслуживающему его персоналу мешает, главным образом, присущая всем русским черта характера — самим себе создавать трудности, а затем героически их преодолевать. Об одном эксперименте зиловцев мы уже рассказали в июльском номере АМС за нынешний год, когда без всякой подготовки руль многотонного тягача на трассе Брэндс-Хэтч близ Лондона доверили трехкратному чемпиону мира по мотогонкам на льду Александру Балашову. Он благополучно разбил машину, и мы пропустили первый этап. Следующий выезд в Италию и Францию — и еще один эксперимент-в двигатель устанавливается новый распредвал. Уже на трассе Мизано выясняется, что он не соответствует электронной системе управления впрыска топлива, давно существующей на ЗИЛе. Мощности нет, и Маркин на втором и третьем Гран-при просто катался, зарабатывая минимум очков только в квалификационных заездах. Можно понять трудности зиловцев — в России нет ни одной кольцевой трассы, если не считать полуфабриката в Санкт-Петербурге. Но есть же под боком автополигон в Дмитрове с великолепной скоростной дорогой. Не дешевле ли выйдут эксперименты в Подмосковье, чем в далеких Италии и Франции?
В этой безрадостной обстановке на выручку московской автомобильной марке пришел англичанин Ричард Уокер, выступающий также на ЗИЛе-Катерпиллер. До пятого этапа он только угрожал "мерседесам", а, начиная с Германии, по-настоящему показал свои зубы. Практически у него такой же автомобиль, как и у Маркина, лишь база короче на 15 см. К тому же его хозяин, Крис Ходж, нашедший 400 тысяч фунтов стерлингов для выступления Уокера на всех Гран-при чемпионата (для сравнения: зиловцы не имеют и пятой части от этой сулемы), не позволяет себе рискованных экспериментов. Триумфом для англичанина стала домашняя гонка в Донингтон-Парке. Каждый раз, стартуя с четвертой позиции, он неизменно находил лазейки для обгона, причем не брезговал силовыми приемами, когда соперники умышленно закрывали ему путь. После его атаки, к примеру, Харри Луостаринен на "Сису" долго не мог выбраться из зоны безопасности. Заняв на шестом этапе в Англии третье и второе места, Уокер вывел ЗИЛ на второе место в заводском зачете вслед за "Мерседес-Бенцем", а сам довольно прочно утвердился четвертым в турнирной таблице, проигрывая всего десять очков Кройтцпойнтеру. Но тройка "мерседесов" не сдалась: у них новые моторы. Защитнику ЗИЛа предстоит нелегкая борьба на оставшихся трех этапах чемпионата.
Источник: Журнал «АМС», №9, 1994