Здесь надо вспомнить, что «Гольф» первого поколения начали выпускать в 1973 году, а его модификацию «ГТИ» (сокращение от слов «гран туризмо, инжекцион» — большой туризм, впрыск топлива) — в 1976-м. Первая дата отмечена поразившим весь мир нефтяным кризисом, следствием арабо-израильской войны. Резкое вздорожание и нормирование продажи топлива, запреты пользоваться машиной по выходным — все это чувствительно ударило по привычкам автомобилистов Западной Европы и США Резко увеличился спрос на компактные, экономичные модели, что немало способствовало успеху «Гольфа». Но три года спустя многое вернулось на свои места, в том числе желание (и привычка) наслаждаться скоростью и динамичной ездой.
«Гольф-ГТИ» позволял это за умеренную цену: он стоил в полтора раза дороже обычной полуторалитровой модели, зато был вдвое мощнее.
Десять лет спустя, в 1983-м, появилось в корне обновленное семейство «Гольф-11», включившее и модификацию «ГТИ». Автомобиль сохранил основные технические решения (двухобъемный кузов «хэтчбек», передний привод, поперечное расположение силового агрегата), но увеличился в размерах, стал просторнее и комфортабельнее. Двигатель с электронной системой управления впрыском топлива и зажиганием при том же, что раньше, рабочем объеме 1781 см3 развивает 107 л. с./79 кВт против 112 л. с./82 кВт: 5 л. с. «съедены» трехкомпонентным нейтрализатором, серийным ныне на всех моделях «Фольксвагена». Коробка передач — только пятиступенчатая.
В оформлении кузова (у «ГТИ» он может быть как трех-, так и пятидверным) спортивный характер машины подчеркивают облицовка радиатора с четырьмя фарами, противотуманные фары под бампером, задний и увеличенный передний спойлеры, черные пластиковые накладки на арках колес и порогах — и, конечно, индекс «ГТИ» на облицовке радиатора и задней двери.
Салон отличают более удобные анатомические сиденья впереди, рулевое колесо спортивного типа. В стандартной комплектации «ГТИ» — борткомпьютер, в дополнительной — щиток приборов на жидких кристаллах с цифровой индикацией.
Требования безопасности и удобства управления продиктовали такие решения, как более жесткая подвеска со стабилизаторами поперечной устойчивости спереди и сзади, дисковые тормоза у всех колес (передние — с вентилируемыми дисками), усилитель в приводе тормозов и (за дополнительную плату) — в рулевом управлении, колеса из легкого сплава и сверхнизкопрофильные шины размером 185/60HR14.
В списке дополнительного оборудования — окраска «металлик» и электрические стеклоподъемники, раздельно складываемое заднее сиденье и антибло-кировочная тормозная система.
При массе (в зависимости от количества дверей) 920—940 кг «Гольф-ГТИ» разгоняется с места до 100 км/ч за 10,3 с, достигает скорости 186 км/ч и расходует в стандартных режимах испытаний (постоянная скорость 90, 120 км/ч и условный городской цикл) соответственно 6,4; 8,4 и 10,7 л/100 км.
Популярность «Гольфа-ГТИ» подсказала мысль о выпуске еще нескольких подобных модификаций: более мощного и скоростного «ГТИ-16В» с 16-клапанной головкой цилиндров (129 л. с./ 95 кВт), а также менее форсированного «ГТ» (90 л. с./66 кВт), ставшего самым популярным из этих трех. Особняком стоят полноприводные «Гольф-синк-ро» (98 л. с./72 кВт) и «Ралли-гольф» с турбонаддувом (160 л. С./118 кВт), о котором надеемся еще рассказать.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990