Чизета логотип
Изюминкой в «Чизете-V16Т» стал двигатель с непривычно большим числом цилиндров — 16. Подобные моторы (V-16) выпускали в 30-е годы американские фирмы «Кадиллак» и «Мармон». У многоцилиндрового мотора более плавно изменяется крутящий момент, что улучшает динамические качества; он полностью уравновешен, а это благоприятно сказывается на уровне вибраций и шума.
Пора предъявить визитную карточку мотора «Чизета-V16»: рабочий объем 5995 см3, степень сжатия 9,3; мощность 520 л. с. / 382 кВт при 7000 об/мин. Наибольший крутящий момент 55 кгс·м/539 Н-м при 4500 об/мин. Чрезвычайно высокой литровой мощности — 86,7 л. с./л — удалось достичь, не прибегая к турбонаддуву. (В этом еще одна выгода иметь «лишние» цилиндры.) Но даже без наддува конструкцию мотора никак не назовешь простой: два соединенных между собой коленчатых вала (два — чтобы избежать крутильных колебаний и поломок), четыре головки цилиндров (по две на каждый ряд), а в них восемь распределительных валов, управляющих работой в общей сложности 64 клапанов (пружин, стало быть, больше сотни!) — от одного перечисления голова идет кругом.
Блок и головки отлиты из алюминиевого сплава, в блоке «мокрые» гильзы с алюминиевым покрытием. Система с «сухим» картером вмещает 18 литров масла, которое подается под давлением ко всем трущимся поверхностям. Электроника управляет подачей топлива и зажиганием.
Двигатель расположен поперечно перед задними (ведущими) колесами и наклонен на 10° вперед, а пятиступенчатая коробка передач с самоблокирующим дифференциалом пристыкована к нему под прямым углом — так, что в плане они составляют букву Т, именно поэтому упомянутую в индексе машины. Отбор мощности — не от хвостовика коленчатого вала, а от шестерни, установленной в средней части блока, где соединяются два коленчатых вала.
Агрегаты и кузов смонтированы на трубчатой раме из хромомолибденовой стали. В конструкциях подвески и тормозов использован опыт, полученный другими на специальных гоночных машинах. Все колеса подвешены независимо на поперечных рычагах неравной длины; спиральные пружины имеют прогрессивные характеристики. В задней подвеске установлено по две пружины и по два регулируемых амортизатора с каждой стороны.
Колеса из легкого сплава — с посадочным диаметром 17 дюймов, ширина обо-дов у передних — 13, у задних — 9 дюймов. Комплектуют их бескамерными шинами «Пирелли-П Зеро» или «Мишлен-МИксТЛ»: спереди — 245/40ZR17 или 235/45ZR17; сзади — 335/35ZR17. То есть отношение высоты профиля к ширине всего 0,35—0,45 против привычных нам 0,7—0,8 на массовых моделях.
Кузов с панелями из алюминиевого сплава смотрится весьма эффектно: дизайнеры сумели избежать сходства «Чизеты» с такими ее земляками, как «Феррари» и «Ламборгини». Смещенный вперед салон, короткий капот, изгиб которого следует наклону ветрового стекла, линии боковин и стекол дверей, сбегающие, словно к центрам, к передним колесам — все это делает облик машины своеобразным, запоминающимся.
Пропорции машины характерны для «Гран-туризмо»: не слишком длинная (4440 мм), низкая (всего 1115 мм) и широкая (2060 мм), а радиус поворота довольно велик — 6,45 м.
Спортивный характер «Чизеты» подчеркнут даже отсутствием пепельницы: водитель, намеревающийся достичь рубежа 300 км/ч, не должен отвлекаться на курение! Что касается другого оборудования — каждый волен заказать его по своему вкусу.
Завод «Чизета» состоит из двух корпусов: механического, где обрабатывают детали шасси и кузова, и сборочного. Правда, изготовление многих деталей и узлов доверено другим фирмам, лучше оснащенным и специализированным, что в общем-то обычно в современном производстве. Фирма «Чизета», хозяин которой намерен выпускать по двадцать машин в год начиная с 1992-го, основана в Модене, где почти пять десятилетий делают знаменитые на весь мир «Феррари» Достигнет ли новичок славы своего соседа или (такое тоже бывало) считанные «чизеты» перейдут в разряд дорогих музейных экспонатов — покажет ближайшее будущее.
В. Аркуша
Источник: Журнал «АМС», №4, 1991