Но прежде, чем появилась «Пантера», Алехандро де Томазо, аргентинец по происхождению, успел попробовать силы в качестве гонщика на длинных дистанциях. А когда в 1959 году основал автомобильную фирму, он строил гоночные машины разных формул, включая первую. В 1963 году де Томазо показал в Турине купе «Валлелунга», хотя и не предназначенное для гонок, но с характерными чертами спортивной машины. Ее несущую систему составляли трубчатая рама вместе с силовым агрегатом.
В 1970 году появилась модель «Пантера», типичный образец «Гран-туризмо» — с двухместным кузовом и мощным восьмицилиндровым мотором в 330 л.с. Дизайн-проект выполнил американец Том Тьярда, работавший на фирме «Гиа». «Форд», уже в те годы контролировавший это итальянское предприятие, рассчитывал на успех машины в Америке благодаря выгодному соотношению мощности, скорости и цены, составлявшей около половины цены «Феррари»: для новой машины применили серийный двигатель «Форда» с большим рабочим объемом.
Любопытно, что в том же году был построен и принимал участие в чемпионате мира автомобиль «Де Томазо» формулы 1, на котором выступал Пирс Кэридж.
Судьба «Пантеры» оказалась трудной: «Форд», купивший фирму «Де Томазо» в 1972 году вместе с кузовными заводами «Гиа» и «Виньяле», где делали машину, через два года прекратил ее выпуск. Сказались последствия энергетического кризиса 1973 года и ужесточение экологических требований. Однако настойчивый де Томазо откупил право изготавливать свою модель и вернул ей жизнь.
Здесь представлена последняя модификация «Пантеры», датированная 1990 годом. От первой ее отличают массивный бампер-спойлер, оттянутые пороги и внушительное антикрыло сзади. Компоновка осталась прежней: с центральным расположением двигателя на раме, передняя часть которой сварена из штампованных коробчатых элементов, задняя — из труб. V-образный восьмицилиндровый мотор «Форд-302 ЭФИ» — с одним (нижний) распределительным валом, гидравлическими толкателями в приводе клапанов и цепной передачей к распределительному валу. В менее форсированном варианте его используют на «семейных» моделях американских «фордов». Оснащенный электронным впрыском топлива, при рабочем объеме 4942 см3 и степени сжатия 11, он развивает 305 л.с./ 224 кВт при 5800 об/мин, что дает возможность ехать быстрее 270 км/ч. При установке системы снижения токсичности степень сжатия составляет 9,2, мощность — 247 л.с./182 кВт при 5000 об/мин, а скорость — 240 км/ч.
Через пятиступенчатую коробку передач немецкой фирмы ЦФ («Цанрадфабрик») двигатель приводит задние колеса.
Как у лучших моделей «Гран-туризмо», применена независимая подвеска всех колес на рычагах и пружинах, дисковые вентилируемые тормоза с усилителем, колеса из легкого сплава диаметром 17 дюймов и шириной 8½ (спереди) и 12 (сзади) дюймов. Размер сверхнизкопрофильных шин — 235/45ZR17 и 335/35ZR17.
Чтобы стремительный бег «Пантеры» не слишком часто тормозился у заправочных станций, машину, расходующую на 100 километров от 15 до 22 литров бензина, снабдили 85-литровым баком. Автомобиль достаточно компактен: длина — 4365, высота — 1100, ширина — 1980, база — 2515 мм. Разумеется, его стихия — протяженные автострады и свободные шоссе. В тесном пространстве города водителю доставят немало хлопот плохая обзорность назад и большой (6 метров) радиус поворота — недостатки, типичные для «Гран-туризмо», но не убавляющие числа поклонников этих скоростных машин.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1992