Американские журналисты при первом знакомстве с «Вайлером» нашли, что стиль его кузова скорее вызывает ощущение вычурности, чем мощи. На наш взгляд, здесь немало и того, и другого. Не хватает, пожалуй, изящества и динамичности. Одно бесспорно — автомобиль получился из тех, что не затеряются в потоке.
Первый образец продемонстрировали в январе 1989 года. Вызванная им эмоциональная реакция — и потребителей, и специалистов — оказалась столь сильной, что последовало решение о подготовке серийного производства. И в 1991 году первые «вайперы» выкатились на американские автострады.
Путь от идеи до серийного образца группа из 85 специалистов «Крайслера» прошла за три года, затратив на разработку 20 миллионов долларов. Еще 50 миллионов ушло на подготовку производства.
В рекламных проспектах «Крайслера» «Вайпер» пытаются представить как модель, в которой классические черты спортивной машины сочетаются с последними достижениями техники. Однако знакомство с ее конструкцией заставляет в этом усомниться. Пространственная рама из прямоугольных труб, панели кузова из стеклопластика, привод на задние колеса и мотор более чем внушительного литража — 8 литров! — во всем этом нет ничего «космического», такие рецепты конструирования использовали и десять, и двадцать лет назад.
Да и «Крайслер» не скрывает, что, проектируя «Вайпер», использовали вполне земную технику: в первую очередь, двигатель. V-образный 10-цилиндровый, с блоком и головками цилиндров из алюминиевого сплава, он заимствован... от одного из крайслеровских пикапов. До «спортивных» кондиций его доводили на знаменитой фирме «Ламборгини», в финансовом отношении целиком зависящей от «Крайслера». Разумеется, оснастили иным распределительным валом, другой системой впрыска, поработали над впускным трактом и камерой сгорания. Но при всем том удельная мощность не превысила 50 л. с./л — по европейским меркам немного даже для семейного седана и совсем мало — для спортивной модели. Однако эти пятьдесят сил, помноженные на восемь, дают ни много ни мало четыреста — а их достаточно, чтобы разогнать полуторатонную машину с места до 60 миль в час всего за 4,5 секунды.
Далеко не последнюю роль в достижении такой динамики играет шестиступенчатая коробка передач «Борг-Уорнер». Однако обилие ступеней вовсе не означает, что водителю то и дело придется действовать рычагом переключения. Ведь едва ли не главное достоинство многолитражного двигателя — колоссальный крутящий момент при невысоких оборотах. Утверждают, что по этому показателю «Вайлер» опередил все серийные легковые машины. Значит, можно быстро разогнаться с невысокой скорости и на высших передачах, что присуще далеко не каждой машине.
Мы не случайно вспомнили о «грузовом» происхождении мотора: именно поэтому он обескураживающе прост для претенциозного спортивного родстера. По два клапана на цилиндр, один распределительный вал со штангами — все это куда ближе к «крайслерам» 50-х годов, чем к уникальным конструкциям «Ламборгини». Никаких многоклапанных и многовальных головок с замысловато вьющимися приводными ремнями, никаких устройств для изменения длительности впуска. Пожалуй, одна особенность роднит мотор «Вайпера» со спортивными: смазочная система с «сухим» картером. Видимо, возросшая тепло-напряженность потребовала более интенсивной циркуляции масла. Заслуживает упоминания выпускная система: ее элементы выполнены из номекса — композита, используемого в космической технике (тоже на «выхлопе»?). Два нейтрализатора — на металлической основе, что сделало их более компактными и надежными, чем с керамической сердцевиной. Выхлопные трубы, выведенные в пороги, добавляют машине экзотичности, но не комфортабельности.
Впрочем, об удобствах здесь не слишком заботились: водитель и пассажир плохо защищены от шума и тепла, излучаемых огромным двигателем. Ну, а на случай осадков предусмотрен небольшой тент (не жесткая крыша, как на японских машинах). Чтобы передняя часть «Вайпера» не получилась слишком тяжелой, двигатель разместили за передней осью, сдвинув от нее на 165 мм назад. Правда, пришлось сместить его влево, что, в свою очередь, ограничило пространство для ног водителя.
На фоне других моделей последнего времени «Вайпер» удивляет довольно прохладным отношением фирмы к безопасности пассажиров: нет ни надувных подушек, ни антиблокировочного устройства в приводе тормозов. Но пусть над этим размышляют те, кто готов, поступившись многими удобствами, отдать за «Вайпер» около 50 тысяч долларов в Америке (или, скажем, 130 000 марок — в Германии). Впрочем, это дорого лишь в сравнении с другими моделями «Крайслера» и почти дешево — для экзотического автомобиля. А таким его делает не только внешность, но и ограниченный объем производства. В первый год было сделано около 200 машин, в дальнейшем эта цифра может возрасти до 3000 в год. Кстати, первым владельцем «Вайпера» стал Ли Якокка, тогдашний президент «Крайслера».
Техническая характеристика автомобиля «Додж-Вайпер RT/10»
Общие данные: снаряженная масса — 1486 кг; максимальная скорость — 266 км/ч; время разгона с места до 96 км/ч — 4,5 с; запас топлива — 83 л.
Размеры, мм: длина — 4448; ширина — 1923; высота — 1118; база — 2444; колея спереди/сзади — 1514/1538; дорожный просвет — 130; радиус поворота — 6,2 м.
Двигатель: 10-цилиндровый V-образный (90°); рабочий объем — 7997 см3; диаметр цилиндрах ход поршня — 101,6X98,5 мм; степень сжатия — 9,1; мощность — 400 л. С./294 кВт при 4600 об/мин; наибольший крутящий момент — 62,3 кгс·м/611 Н·м при 3600 об/мин; система питания — многоточечный впрыск топлива с электронным управлением; смазочная система — с «сухим» картером; система снижения токсичности — с двумя каталитическими нейтрализаторами и λ-датчиками.
Трансмиссия: сцепление — сухое однодисковое; коробка передач — фирмы «Борг-Уорнер», механическая, 6-ступенчатая; привод — на задние колеса.
Подвеска: всех колес — независимая, на двойных поперечных рычагах и пружинах, со стабилизаторами поперечной устойчивости впереди и сзади.
Рулевое управление: реечное, с гидроусилителем; число оборотов руля от упора до упора — 2,4.
Тормоза: привод — гидравлический, двухконтурный, с усилителем; механизмы — дисковые у всех колес.
Колеса: из легкого сплава, сварные; передние — размером 17ХЮ дюймов, задние — 17X13 дюймов, запасное — 16X4 дюйма.
Шины: «Мишлен-XGTZ», передних колес — размером P275/40ZR17, задних — P335/35ZR17, запасного — T155/80D16.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1993