Когда с 1932 года в Эйзенахе на автомобильном филиале БМВ главным конструктором стал Фриц Фидлер, он взялся за создание нового 6-цилиндрового двигателя. В разных модификациях этот мотор использовался на моделях 319, 320, 321, 326, 327, но Фидлер хотел создать машину, которая превосходила бы все известные спортивные модели класса 2000 см тех лет. Большинство их были довольно тяжелыми (850— 1100 кг), небыстроходными (120—140 км/ч) со сравнительно маломощными (55— 75 л.с.) двигателями. Поэтому, сохранив серийные блок цилиндров и коленчатый вал, Фидлер разработал спортивную головку цилиндров, оставив, однако, привод клапанов толкающими штангами. Он нашел весьма оригинальное решение, расположив в новой конструкции спаренные впускные каналы не горизонтально, а вертикально. В результате существенно улучшилось наполнение цилиндров горючей смесью. А для привода клапанов при таком расположении каналов служила хитроумная система промежуточных штанг, коромысел и рокеров.
Кроме того наряду с нетрадиционным расположением впускных каналов, свой вклад в повышение мощности внесли полусферическая камера сгорания, повышенная до 7,5 степени сжатия, измененные фазы газораспределения. В итоге двигатель с новой головкой стал развивать мощность 80 л. с. с резервом увеличения до 110—115 л. с.
Под стать мотору эволюционировало и шасси. Очень жесткая рама с лонжеронами из труб большого диаметра, независимая подвеска передних колес на поперечной рессоре в сочетании с зависимой рессорной подвеской задних колес, реечный рулевой механизм придали машине исключительно «хорошие манеры» поведения на дороге. Она точно выполняла команды водителя, идеально сохраняла заданную им траекторию движения.
Вдобавок, новая машина (ей присвоили индекс «328») была очень легкой. И не только благодаря алюминиевым панелям кузова. Фидлер сделал ее очень компактной, даже сверхкомпактной. Двухместный кузов был очень тесным, а рослому водителю, например, не хватало места для ног, и колени упирались в руль. Узкая колея и короткая база позволили снизить сухую массу до 750 кг. Максимальная скорость достигала 150 км/ч.
Для лучшей динамики разгона БМВ-328 комплектовались не серийными коробками передач фирм «Хурт» или ZF, а специальными, у которых четыре ступени по передаточным числам отстояли значительно меньше одна от другой, чем на легковой модели 326.
На базе серийного БМВ-328 Фидлер построил шесть машин специально для таких соревнований, как «Милле-Милья» и «Ле-Ман». Он снабдил их алюминиевыми кузовами (четыре — типа «купе» и два — типа «слайдер») и форсированными двигателями. Мощность базового двигателя (6 цилиндров, 1991 см!) была поднята до 135 л. с. при 5500 об/мин, благодаря увеличенной до 11,2 степени сжатия, более широким фазам газораспределения и установке трех вертикальных карбюраторов «Солекс-JF». Картеры главной передачи и коробки передач для этих машин отлили из магниевого сплава, из алюминия с залитыми в них чугунными кольцами были сделаны тормозные барабаны.
БМВ-328ММ (так стала называться эта машина) с кузовом типа «купе» получилась очень легкой — 635 кг. Автомобиль развивал скорость 215 км/ч, и на нем в 1940 году X. фон Ханштайн и В. Боймер выиграли гонку «Милле-Милья». Купе сохранилось до наших дней — оно представлено на рисунке.
После окончания Второй мировой войны немало машин БМВ-328 оказалось в числе трофеев. На территории нашей страны, по моим подсчетам, было несколько десятков. До наших дней у коллекционеров Москвы, Риги, Курска и других городов сохранились эти машины.
Из шести экземпляров 328ММ четыре попали в СССР. Три погибли, причем один из них (с кузовом «купе»), на котором в 1940 году в «Милле-Милья» стартовали Д. Лурани и Ф. Кортезе, автор встречал на улицах столицы в 1951 году. Экземпляр с кузовом «спайдер», на котором в тех же гонках Венхер и Шольц заняли шестое место, долгое время принадлежал московскому гонщику А. Подкутову, а затем был продан в Ригу.
БМВ-328ММ с кузовом «купе» (победитель «Милле-Милья» 1940 года) попал в США, а экземпляр с открытым кузовом (машина, на которой в 1940 году Брудес и Резе заняли третье место) находится в заводском музее БМВ. Хотя последний экземпляр модели 328 был собран в Эйзенахе в 1940 году, ее биография на этом не закончилась.
Сразу после войны британская авиамоторостроительная компания «Бристоль» в качестве репараций вывезла из Мюнхена, где находилась штаб-квартира БМВ, оборудование, техническую документацию и технологию на производство авиадвигателей и автомобилей.
Уже в 1946 году компания «Бристоль» наладила выпуск модели 400, которая являлась копией БМВ-327. Но фирма «Фрезер-Нэш» (она в 1936 году стала официальным дилером БМВ в Англии) как правонаследник потребовала, чтобы выпуск автомобилей типа БМВ-328 был зарезервирован за нею. В конечном счете она нашла компромисс с авиамоторной компанией, которая взялась обеспечивать спортивные машины «Фрезер-Нэш» (а позже и «Купер» двигателями типа БМВ-328. Они, конечно, подверглись дальнейшей форсировке, в результате чего удалось поднять мощность до 110, а потом даже до 140 л. с. Но довольно нежесткий коленчатый вал (он оставался четырехопорным) ограничивал надежность моторов. Их выпуск сохранялся на «Бристоле» до 1961 года, пока эта конструкция окончательно не устарела. Кстати, завод в Эйзенахе свернул производство мотора конструкции Фидлера (для БМВ-340) еще в 1955 году.
А «Фрезер-Нэш» осенью 1948 года организовал мелкосерийный выпуск модели «Фаст Турер», которая во многом повторяла конструкцию БМВ-328ММ Эволюция ее продолжалась вплоть до 1960 года.
Инженеры фирмы «Ягуар» в 1948 году подошли к 328ММ более творчески. Они по-своему преломили компоновку машины, во многом повторили форму и технологию открытого кузова, которые разработала для БМВ итальянская «Туринг». И значит, по концепции, внешнему виду «Ягуар-ХК-120» является наследником модели 328ММ.
Смею утверждать, что послевоенные спортивные автомобили «Бристоль», «Купер», «Фрезер-Нэш», ЭМВ, «Ягуар» выросли из БМВ-328. Таким образом, может быть и невольно, эта модель вызвала к жизни широкую программу выпуска спортивных автомобилей разными фирмами.
Источник: Журнал «АМС», №11, 1993