Всякий раз, когда проходит презентация нового легкового «Мерседес-Бенца», я вижу несущиеся за этой машиной тени 200-сильного «Блитцен-Бенца» начала века, «серебряных стрел» тридцатых годов, фантастических «В196» пятидесятых.
Новое семейство «С-класса», самых малых моделей в современной программе легковых автомобилей фирмы, не исключение.
Говорят, что нынешние «мерседесы» немного консервативны. Ссылаются на то, что до сих пор у них ведущими остаются задние колеса и что рисунок решетки радиатора подчеркнуто архаичен. Я же вижу в этом некие черты традиционализма, который акцентирует приверженность марки хорошо проверенным и, если хотите, отточенным техническим решениям.
Шестицилиндровый мотор на модели «С280» с четырьмя клапанами на цилиндр, двумя распределительными валами в головке заставляет вспомнить мотор гоночного «Мерседеса» 1914 года. Та же идея, доведенная до совершенства современными средствами. Впрыск топлива? Память относит меня к пятидесятым годам, когда на двигателе спортивной модели «300SL» впервые был применен впрыск топлива. Можно говорить о независимой подвеске всех колес и проводить параллель с гоночной моделью «W25» 1934 года и так без конца.
Если судить о последнем «Мерседес-Бенце-С280», то он, конечно, не предназначен для гонок. Он должен сообщить своему владельцу ощущение уверенности в управлении машиной, такое же, как испытывали великие Караччиола или Фанхио. И в то же время водитель и его пассажиры должны чувствовать себя в полной безопасности при езде, причем не спартанской безопасности танка, а комфортабельной безопасности салон-вагона.
Поэтому вполне естественно, что на с «С280», а точнее на всем семействе «С», применены надувные подушки безопасности. При лобовом столкновении они мгновенно берут в свои «объятия» плечи, голову, грудь и не только сохраняют жизнь, но и оберегают от травм. Антиблокирующая система (АБС) неустанно бдит, чтобы водитель при торможении не довел колеса до юза, который может создать аварийную ситуацию. Микропроцессоры держат на «С280» под контролем не только АБС. В их власти и система управления впрыском топлива, моментом зажигания, они регулируют работу отопителя.
Слова «безопасный комфорт» были обронены не зря. Например, ремни безопасности не отвлекают водителя и пассажиров на мысли «слабо затянул», «туго затянул». Об этом позаботится система самонатяже-ния. Не нужно чувствовать дискомфорт, напрягая память, вспоминать, заблокирован ли замок задней правой двери. Центральная блокировка замков снимает ненужное напряжение. В таких, казалось бы, мелочах — не буду их все перечислять — суть философии фирмы, вытекающей из гоночного опыта: устранить все, что мешает сосредоточиться на главном, на управлении машиной.
Конечно, можно восхищаться обивкой сидений, эргономически точно рассчитанными их формами, удобным расположением приборов перед водителем. Это все, разумеется, важно. Но только при длительной езде дает о себе знать скрупулезно точное следование машины командам водителя. Тщательный выбор кинематики подвески, жесткости пружин, сопротивления амортизаторов, жесткости несущего кузова на скручивание обеспечивают эту послушность автомобиля»
Совершенная подвеска колес, точное рулевое управление, безупречные тормоза, подбор передаточных чисел в пятиступенчатой коробке передач, «живой» двигатель радуют сердце искушенного автомобилиста. Но сочетание названных достоинств у семейства «С» не возведено в культ, хотя это и очень вероятно было бы ожидать от фирмы со столь богатым гоночным прошлым. Перебора тут нет, как у опытного повара, который всегда знает, что деликатес отличается от простого блюда тонким вкусовым равновесием.
Обратим внимание на такие сугубо практические элементы конструкции, как объем и высота порога багажника. Да, он вместителен, но дело не только в его объеме — 0,48 м3. У него весьма выгодная форма» Конечно, в багажниках «мерседесов» не перевозят бочки с квашеной капустой или телевизоры. Скорее — более благородные грузы Но, какими бы они ни были, они всегда тяжелые, и когда порог багажника опущен до уровня верхней кромки бампера, любой владелец машины отметит с благодарностью такую особенность.
Лыжи, удочки, серферы не всегда ладно размещаются в багажнике. Эта проблема в «С280» разрешается просто благодаря тому, что спинка заднего сиденья сделана ассиметрично разрезной и может быть откинута вперед, чтобы удобней разместить громоздкую поклажу.
Машины «Мерседес-Бенц» олицетворяют особый стиль жизни: высокое качество, надежность, безопасность, комфорт. Но это общие, хотя и верные слова. А ведь каждый владелец хочет, чтобы машина, словно зеркало, отражала его индивидуальность. И как все другие модели семейства, «С280» едина в трех лицах. Она может быть по отделке интерьера и экстерьера (думаю, к породистым машинам применим этот чисто «собачий» термин) выполнена в трех разновидностях. Одна из них — «Эспри» — делает акцент на юношеской свежести (по терминологии фирмы), другая же —«Элеганс» — подчеркивает изысканную элегантность. Третья — «Спорт» — указывает на динамичность характера владельца. Может быть, иной читатель с сожалением пробежит эти строки, не найдя в них чисто технического содержания. Чтобы не разочаровывать, отошлю его к подробной технической характеристике в конце статьи.
Я же хочу привлечь внимание к тому, что фирма AMG, небольшое предприятие, поставляющее на рынок «деланные», «форсированные» вариации на тему разных моделей «Мерседес-Бенца», естественно, приложила свои силы к «доводке» и модели «С280». Ее вариант называется «C36-AMG». За этим, на первый взгляд, скучным обозначением стоит двигатель увеличенных рабочего объема (3606 см3) и мощности (280 л. с.), четырехступенчатая автоматическая коробка передач, 17-дюймовые колеса (алюминиевые, литые!) с широкими шинами. И хотя внешне «C36-AMG» отличается от «С280» колесами, иным передним спойлером, окрашенными в цвет кузова бамперами и двумя выпускными трубами, выглядывающими сзади, машина располагает совсем иными возможностями, чем базовая модель. Так, с места до «сотни» она разгоняется за 7 секунд, а максимальная скорость равна 250 км/ч. Конечно, все это дается не даром. Если серийный «Мерседес-Бенц-С280» стоит около 58 тысяч марок (а это само по себе немало — переведите-ка в рубли!), то за «Мерседес-Бенц-СЗб-AMG» надо заплатить в 1,6 раза дороже!
Но уж если мы начали разговор с гоночных теней за спиной «Мерседеса», со спортивных традиций, то пусть круг замкнется. Дело в том, что AMG активно участвует в чемпионате Германии по кольцевым автомобильным гонкам, где стартуют не только отечественные машины и спортсмены, но и зарубежные. На эти очень представительные соревнования AMG выставила машины с 380-сильными двигателями, 6-ступенчатыми коробками передач, тормозами диаметром 355 мм. В минувшем году на них уже испытывалась так называемая активная подвеска колес, как на машинах формулы 1, а также антибуксовочная система. И все эти механические и электронные чудеса в нынешнем году будут облачены в костюм «С280»! Гоночные «мерседесы» очень легкие (980 кг), очень быстроходные (точную цифру, увы, не знаю) и ... очень дорогие (около 400 тысяч марок).
Вернемся к нашему «С280». Мы теперь довольно точно представляем его скоростной потенциал. А его чисто автомобильные черты, на которых всегда заостряют внимание автомобилисты? Назову далеко не все элементы, которые так или иначе вызывают интерес. Это скрытый от взора пластмассовый бензобак необычной формы и наружные зеркала заднего вида с дистанционным управлением и электроподогревом. Изменяемые на ходу фазы газораспределения и автоматическое регулирование ремней безопасности заднего сиденья по высоте. «Бесфреоновый» кондиционер и система дверных замков с инфракрасным дистанционным управлением. Люк в крыше с электроприводом и электрические стеклоподъемники.
В приведенном перечне далеко не все элементы равноценны, но каждый спроектирован и доведен с тщательностью, которая характерна для гоночного автомобиля. Видимо, в этом и заключен тот традиционализм, который заставляет вспомнить слова Бальзака: «В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него — никто». Но Бальзак жил, когда «мерседесов» еще не существовало!
Источник: Журнал «АМС», №4, 1994