Первый шаг — за «Дженерал моторс корпорейшн». Ее «Шевроле-Корветт» с двухместным кузовом из стеклопластика, появившийся в 1953 году, сразу стал претендентом на роль культовой машины в американском обществе. Но корвет — не такой уж маленький корабль. Корпорация захотела включить в типаж своих моделей также изящную прогулочную яхту, которой дали имя «Камаро».
Имя, возможно, нелепое, но запоминающееся по своей ритмичности, по заграничному — для американцев, конечно, — шарму. Модель «Камаро» родилась как своеобразный ответ «Форду». Как известно. «Форд мотор компани» в 1954 году выпустила на рынок модель «Форд-Сандерболт» с открытым двухместным кузовом. Но по сравнению с «Шевроле-Корветт» она оказалась, если выражаться языком героя чеховской «Каштанки», Луки Александрыча, «все равно, что плот-тик супротив столяра».
И тогда все получилось, как в настольном теннисе: «Шевроле» «Форду» — пинг, «Форд» в ответ «Шевроле» — понг. Этим ответным ударом стал в 1964 году младший брат «Сандерболта» — спортивный «Форд-Мустанг».
Резвый и красивый «Мустанг» быстро завоевал сердца автомобилистов: четыреста тысяч этих машин нашли владельцев в первый год производства. Ни один молодой или стремившийся выглядеть молодым американец не мог игнорировать «Мустанга». И к 1966 году сбыт этой модели превысил миллион штук. И вот тогда, в 1966 году, с двухлетним опозданием, «Дженерал моторе корпорейшн» сделала свой «пинг»: выпустила на рынок «Камаро», младшего брата. Более компактный, чем «Шевроле-Корветт». он апеллировал к широкому слою молодых американцев, успешно соперничая с «Мустангом».
С тех пор минуло более четверти века, и на конвейерах сменилось уже три поколения «Камаро». Презентация четвертого состоялась в 1993 году. По-прежнему это автомобиль классической компоновки: двигатель — впереди, ведущие колеса — задние. Сначала на рынок был выпущен автомобиль с кузовом типа «купе», а на 1994-й год он дополнен модификацией с открытым кузовом «родстер».
Производство «Камаро» с открытым кузовом начато с весны нынешнего года. Поскольку тент в сложенном состоянии занимает определенный объем, на родстере багажник уменьшился с 0,365 м3 до 0,215 м3. Конечно, трудоемкость изготовления кузова с системой дуг и шарниров, тента с защелками и т.д. выше, чем у закрытого. Поэтому «Камаро» с тентом на 12—14 процентов дороже машины с закрытым кузовом.
«Камаро» — особенная машина. Ее предшественницы имели несколько тяжеловесный облик. Последнее же, четвертое поколение обрело черты стремительности, какой-то раскованной легкости. Его стайлинг разработан на основе экспериментального автомобиля «Калифорния-Камаро», созданного специалистами Центра перспективных концепткаров в калифорнийском городе Санта-Барбара.
«Камаро» в базовом исполнении (его характеристика дана в таблице) — автомобиль отчасти пижонский, для публики, которую американцы иронически называют «кафе-рейсерс», то есть «гонщики вокруг кафе». Действительно: два передних сиденья глубокие, анатомического типа — «ну прямо, как на гоночной машине», выгнутая по радиусу панель приборов, регулируемая по наклону рулевая колонка, обогреватели боковых стекол, дымчатые стекла. задерживающие ультрафиолетовую часть солнечного спектра. Мало этого? В «Камаро» есть кассетный проигрыватель компакт-дисков, стереофоническая звуковая система, а также тахометр, кондиционер воздуха (причем без фреона — газа, разрушающего озоновый слой), стеклоподъемники, замки дверей. наружные зеркала заднего вида с электроприводом. И, конечно. последний «визг» моды. который не обошел стороной «Камаро». — центральная консоль с двумя гнездами... для баночек с кока-колой!
Так или иначе, но «Камаро» не просто спортивный автомобиль, а образ жизни — яркий, динамичный, комфортный. И бывает, многим хочется его разделить с владельцем. Во всяком случае угоны машин этой модели довольно часто фиксировались полицией. Но они сократились на 49 процентов, после того как машины стали комплектоваться системой «Пасс-Кэй»: сторожевым устройством с дистанционным управлением от датчика, встроенного в ключ зажигания. Но оборудование, о котором шла речь, сродни обычной легковой машине, а что же в «Камаро» спортивного?
Прежде всего подвеска колес с очень точной геометрией, которая ловит самое что ни на есть мимолетное желание водителя и ведет машину по той траектории, что он задал. Это и рулевое управление с усилителем и очень точной и четкой обратной связью и только 2,67 оборотами руля от упора до упора.
Но помимо базовой модели «Шевроле-Камаро», выпускается еще, как сейчас принято выражаться, «крутая» модификация Z28 с мотором от «Шевроле-Кор-ветт». Именно такая машина выступала в роли «пейс-кара» (автомобиля, задающего темп при старте с хода) на прошлогодних 500-мильных гонках в Индианаполисе.
Мотор Z28 — тоже V-образный, со штанговым приводом (OHV) клапанов, двумя клапанами на цилиндр, гидравлическими толкателями, впрыском топлива, но... с восемью цилиндрами, рабочим объемом 5733 см3 и мощностью 279 л.с. при 5000 об/мин. С ним машина становится настоящим зверем: 240 км/ч и разгон с места до сотни за 6,5 секунд. По этим показателям американские машины безусловно уступают «Порше-928GTS» или «Феррари-348», но не будем забывать, что они в 5—6 раз дороже «Шевроле-Камаро», который даже в исполнении Z28 стоит всего около 15 тысяч долларов.
При этом «KaMapo-Z28» поставляется с шестиступенчатой коробкой передач «Борг Уорнер-Т56», вентилируемыми дисковыми тормозами (диаметром 277 мм для передних колес и 290 мм для задних), алюминиевыми колесами со специальными высокоскоростными шинами размером 245/50 ZR16!
На проходившей 9—16 января Международной автомобильной выставке в Детройте демонстрировался «крутой из крутых» вариант: «Камаро-Биг-Блок». Эта машина была аттестована как «автомобиль для фэнов» и, действительно, на ней стоял двигатель «Корветта», рабочий объем которого увеличен до 9382 см3, а мощность (страшно подумать!) — до 642 л.с. при 5500 об/мин. Правда, такая модификация будет изготовлена небольшой партией — как раз по числу «фэнов».
У «Шевроле-Камаро» есть близнец в типаже моделей «Дженерал моторе». Это «Понтиак-Файрберд». Различия между ними невелики, но «Шевроле» создал в умах автомобилистов определенный имидж, как машина особенная. Заслуживает также внимания и тот факт, что все «Камаро» комплектуются антиблокировочной системой в приводе тормозов, надувными подушками безопасности для водителя и его соседа и трехточечными ремнями безопасности. Так что, если придется стартовать в соревнованиях. «KaMapo-Z28» представляет собой неплохой автомобиль — безопасный и быстроходный.
С точки зрения повседневной эксплуатации, эта машина любопытна тем. что двери, крыша, крышка багажника и спойлер ее кузова отформованы из пластмассы, как и передние крылья. Силовой каркас кузова сварен из оцинкованного стального листа, тоже не подверженного коррозии.
Но тут надо заметить, что «Дженерал моторе», несмотря на все заманчивые технические особенности и даже мотор от «Корветта», стремится все сделать так, чтобы «Камаро» и «Корветт» не конкурировали, работали каждая в своем секторе рынка спортивных машин. Во всяком случае «младший брат», хотя и оснащенный одинаковыми двигателями со «старшим». остается втрое его дешевле — каждый бежит по своей дорожке.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1994