Такова и «Тойота-Селика». На ней дважды стал чемпионом мира по ралли Карлос Сайнс, а в минувшем сезоне Юха Канккунен не только выиграл этот титул, но и добыл «Тойоте» — первой среди японских производителей — победу в зачете автомобильных фирм. И хотя «Селика» переводится с испанского как «несравненная», нам-то как раз любопытно сравнить раллийный и серийный варианты — действительно ли они так близки?
Внешне, если бы не бесчисленные рекламные наклейки на раллийной, они и впрямь одинаковы. Форма кузова довольно прихотлива, линии плавные, очертания машины смягчены, фары полу-утоплены в крылья. Под низким вытянутым капотом дремлет мотор внушительной мощности: на серийной «Селике-4WD» он развивает 208 л.с. А на раллийной? Технические требования ограничивают мощность 300 л.с., но при этом не оговорены ни метод замера этой мощности, ни способ контроля. Вот почему специалисты считают, что цифры от 350 до 400 ближе к истине. Эти и другие любопытные подробности поведал в специальном выпуске английского журнала «Автоспорт» инженер-консультант команды «Тойота-Кастроль» Герд Пфайфер.
Двухлитровый четырехцилиндровый мотор с турбонаддувом и многоклапанной головкой цилиндров — оптимальная по сложности конструкция для получения таких параметров. Стандартные блок и головку подвергают доработке в рамках регламента. Чтобы мощность не превысила предписанную величину, на впуске установлен ограничитель подачи воздуха. Поговаривают о намерении ФИА уменьшить его диаметр, чтобы ехали потише» — тогда, считают на «Тойоте», выгоднее будет использовать «атмосферный» 2,5-литровый двигатель V6.
Что касается трансмиссии, с серийной машиной ее роднит, пожалуй, только компоновка, в «начинке» множество отличий. Мощное двухдисковое сцепление способно не только передавать возросший крутящий момент(387 Н-м при 4400 об/мин), но и выдерживать «броски» момента при переключениях передач, резких разгонах и торможении двигателем. В коробке передач не пять, а шесть ступеней — чтобы обеспечить более интенсивный разгон с меньшими потерями мощности.
Как и положено раллийной машине экстра-класса, «Селика-4WD» — полноприводная, с механическими межколесными дифференциалами (повышенного трения) и вискомуфтой в качестве межосевого. Обычная в спорте практике — омологировать агрегаты с несколькими вариантами передаточных чисел (в коробке передач и главной передаче). В соответствии с ними машина развивает 212—245 км/ч.
Подвеска также аналогична серийной по схеме и конструктивному исполнению: независимая типа «Мак-Ферсон» для всех колес. Отличия — в настройке применительно к характеру трассы, причем жесткость стабилизаторов водитель может регулировать на ходу.
Учитывая немалую (1200 кг) массу машины, можно представить, сколь высокой эффективностью должны обладать тормоза. Все механизмы — с вентилируемыми дисками, а распределение тормозных сил между осями регулируется с места водителя.
Колеса применяют посадочным диаметром как 16-ти, так и 17-ти дюймов — важно, чтобы наружный диаметр шины в соответствии с регламентом (РИА не превышал 650 мм. Поэтому 17-дюймо-вые колеса «обувают» в сверхнизкопрофильные шины «Мишлен», используя такое сочетание для асфальтовых скоростных трасс. 16-дюймовые с более «толстыми» шинами используют для булыжных, гравийных и других тяжелых дорог.
Покрышки, которые применяли в прошлом сезоне, содержат слой особого вязкого вещества. При нагреве оно расширяется, а в случае прокола — затягивает место повреждения, да так плотно, что можно закончить дистанцию этапа, не снижая скорости.
Кузов, как и у машин других марок — цельнометаллический (прошли времена кевларовых «чехлов» группы В!).
До сборки его усиливают, главным образом в местах крепления подвесок, окрашивают и устанавливают каркаг безопасности. Затем прокладывают трубопроводы и проводку. Все это занимает около двух недель. Потом монтируют агрегаты.
Поскольку в машине нет заднего сиденья, это пространство удается использовать для установки безопасного топливного бака увеличенного объема, батареи, емкости с маслом и т.п. Кстати, все соревнующиеся фирмы применяют бензин от официального поставщика (РИА и лишь в особо оговоренных случаях — авиационный (там, где качество автомобильного бензина неподконтрольно, а доставка «официального» топлива чересчур дорога). Ну, а масло также официального «смазчика» — фирмы «Кастроль».
Так устроен чемпионский автомобиль для ралли — «Тойота-Селика-4WD» образца 1993 года. Последнее, в чем можно сравнить боевой и коммерческий варианты — цена: около полумиллиона марок за машину группы А и почти 65 тысяч — за серийную.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1994