Одиннадцать лет назад шестеро автолюбителей из ФРГ решили проехать тысячу миль по Трансамазонскому шоссе, проложенному в самом сердце экваториальных лесов бассейна реки Амазонки в Бразилии. При этом главное, договорились они, вовсе не быть быстрее других, а научиться жить среди дикой природы, не причиняя ей вреда.
Несмотря на тропические ливни, непролазную грязь, невыносимую жару и такие густые джунгли, что сквозь них и пешком не продерешься, первая экспедиция в 1980 году закончилась полным успехом.
Достижение шестерки спортсменов привлекло внимание спонсоров, главным из которых стал американский табачный гигант «Р. Дж. Рейнолдс Тобакко Интернэшнл Инк». И сами экспедиции с той поры называются «Кэ-мел Трофи» — «Верблюжий трофей».
На следующий год, уже под патронажем «Рейнолдса», экспедиция прошла на острове Суматра. Участвовать в ней должны были десять команд. Однако желающих испытать себя оказалось гораздо больше. Пришлось проводить отборочные соревнования. Тогда же постоянным поставщиком автомобилей для «Кэмел Трофи» стала британская фирма «Остин-Ровер».
Годом позже в маршрут были впервые включены так называемые специальные испытания, в которых проверяется умение водителя преодолевать бездорожье и способность ориентироваться в неизвестной обстановке. Впервые на трассу «Кэмел Трофи» вышли автомобилисты разных стран — США, Италии, Голландии и ФРГ. Но и тогда товарищество и взаимовыручка между экипажами взяли верх над желанием победить. Участники поняли, что никто не сможет в одиночку не только выиграть, но и вообще добраться до финиша. Благодаря атмосфере дружбы и взаимопомощи «Кэмел Трофи» превратился в крупнейшее и уникальное спортивное событие. И неспроста в 1985 году на торжественном банкете после финиша очередной гонки участники экспедиции учредили особый приз «Тим Спирит» — «Командный дух». Это награда для самого дружного и сплоченного экипажа. Первыми ее обладателями стали бразильцы Тито Розенберг и Карлуш Пробст.
За десятилетие своей истории «Кэмел Трофи» не только получил международное признание, но и стал солидным коммерческим предприятием, что позволило проводить столь сложные и дорогие состязания на высоком уровне.
Всеми вопросами подготовки экспедиции занимается группа опытных профессионалов при отделе рекламы корпорации «Рейнолдс». Возглавляет ее Ян Чапмен, интереснейший человек, в свои 42 года имеющий опыт офи-цера-подводника, управляющего в нефтяной промышленности, сотрудника Британской картографической службы.
Разработкой и прокладкой маршрутов занимается Джим Слейд — ровесник Чапмена. Про этого американца из Нью-Джерси говорят, что нет на свете такого места, где бы он не побывал. Почти два десятка лет Слейд работает в одной из крупнейших туристических компаний США и считается там лучшим гидом и разведчиком маршрутов.
Наконец, составляет программы специальных испытаний и руководит спортивной частью экспедиции Терри Ха-риман. 52-летний ирландец известен тем, что в свое время вместе с Ари Ватане-ном выиграл шесть этапов чемпионата мира по ралли.
Как утверждают организаторы, «Кэмел Трофи» — это не гонки, а приключение. Поэтому, чтобы принять в нем участие, достаточно достичь 21 года и иметь водительское удостоверение. Ограничение одно — в соревнованиях не могут выступать профессиональные автогонщики.
Обычно заявок на участие гораздо больше количества вакансий. Поэтому проводятся специальные отборочные состязания, чтобы проверить психическое и физическое здоровье соискателей и их водительское ма-, стерство. При этом особое внимание уделяется тренировке навыков оказания первой медицинской помощи, наведения временных мостов и постройки плотов, а также обучению особенностям эксплуатации и обслуживания «лэнд-роверов». По итогам трехдневных соревнований, которые зачастую не уступают по сложности самой экспедиции, отбирается по одной команде от каждой страны.
«Кэмел Трофи» — соревнования любительские, но тем не менее они требуют долгих месяцев напряженной организационной й технической подготовки. Ведь на протяжении двух недель нужно обеспечить всем необходимым — питанием, топливом, связью, запчастями и многим другим — не только три десятка искателей приключений, но и около сорока человек обслуживающего персонала. Среди них и механики, и врачи, и журналисты.
В нынешнем году «Кэмел Трофи» исполняется десять лет. Отметить эту дату компания «Рейнолдс» решила в Советском Союзе. Местом проведения экспедиции будет Сибирь, район озера Байкал, где в июне соберутся представители 17 стран. В том числе и советский экипаж. Его состав должен определиться весной после отборочных испытаний в Турции, Франции и Марокко. Туда отправятся четверо наших автомобилистов, которые успешно прошли первый тур конкурса в Москве в ноябре прошлого года. Затем уже Двое счастливчиков посетят полигон фирмы «Остин-Ровер» в Англии, где опытные инструкторы познакомят их с особенностями управления автомобилем «Лэнд-Ровер Дискавери». Кстати, «Сибирь-90» станет для этих машин первой серьезной проверкой. Ведь они появились в продаже только осенью минувшего года. Как раз когда по трассе будущего соревнования проходила разведка маршрута.
Поросшие таежными лесами склоны гор, со всех сторон окружающие Байкал, представляют 34 искателям приключений уникальную возможность испытать свои силы в напряженном, полном спортивной борьбы соревновании в одном из самых восхитительных и прекрасных районов планеты,— так считает директор международного спонсорского бюро «Рейнолдс Тобакко» У. Данкен Ли. И добавляет: «То обстоятельство, что «Кэмел Трофи» пройдет в СССР, является, несомненно, символом проводимой в этой стране политики перестройки, важной вехой в спортивных отношениях между Востоком и Западом».
Источник: Журнал «АМС», №1, 1990